Алексей Корягин,
председатель Объединения потребителей России
МЫ ЗАЩИТИМ
НАЦИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ!
Безусловно, главная задача любой общественной организации, которая считает себя, участником гражданского общества, заключается в осуществлении дополнительных (по отношению к правительственным) антикризисных мер, с точки зрения интересов национального потребителя. Это, как говорится, задача момента. Наша страна обязательно выйдет из кризиса обновленной, более рациональной, с новыми перспективами развития. Какое место будет занимать потребитель в этой обновленной системе отношений? Будет ли он так же беззащитен, как сегодня? Будем ли мы заложниками торговых сетей и монополий? Будут ли интересы рынка также доминировать над интересами людей?
Позиция Объединения потребителей России обозначена четко – в центре потребительских отношений – должны быть интересы человека. Такой подход отвечает идеологии Стратегии 2020. Принятие любых программ, законов, проектов нужно рассматривать, в первую очередь, действительно с позиции интересов простого человека. Как закрепить такой подход и как на деле обеспечить соблюдение потребительских прав и интересов? С этой целью ОПР выделило для себя три стратегических направления деятельности, в реализации которых мы призываем принять участие каждого, кто готов к системной и целенаправленной работе. Эти три направления уже заявлены нами на государственном уровне и будут разрабатываться в долгосрочной перспективе. Объединение потребителей России в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов национальных потребителей считает необходимым разработать следующие документы:
1. Стратегия защиты потребителей в Российской Федерации. Нормативный правовой акт Федерального органа исполнительной власти.
Мнения о проведении целостной национальной потребительской политики, основанной на стратегическом документе, утвержденном высшим исполнительным органом власти в этой сфере, высказываются давно и настойчиво. В необходимости такого документа, возводящего защиту потребителей в ранг государственной политики, уверены большинство лидеров общественных объединений потребителей. Безусловно, его принятие – вопрос времени. Потребительское движение может это время приблизить.
2. Концепция совершенствования потребительского законодательства в Российской Федерации. Общественный доклад в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу Российской Федерации.
Потребительское законодательство общепризнано является самостоятельной отраслью. (Одновременно можно смело говорить и о потребительском праве как отдельной правовой отрасли). Вместе с тем специфика потребительских правоотношений, состоящих из нескольких разнородных групп, требует комплексного регулирования. В ряде случаев имеется несоответствие нормативных актов с Законом РФ «О защите прав потребителей», а также отсутствие или противоречие отдельных правовых норм, касающихся прав потребителей. Поэтому потребительское законодательство на данном этапе требует системного анализа дальнейшего конструирования и совершенствования.
3. Формирование национальной системы защиты потребителей. Основой для национальной системы защиты потребителей должен стать общероссийский проект Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Сеть правовой защиты потребителей», который «… является стратегическим, направленным на формирование в Российской Федерации отсутствующей в настоящее время целостной эффективной государственно-муниципально-общественной системы защиты прав потребителей, обеспечивающей эффективную защиту их экономических интересов» (из отчета о ходе выполнения партийного проекта «Сеть правовой защиты потребителей»). С этой оценкой нельзя не согласиться – эффективной системы пока нет. Какой она должна быть – отдельная серьезная тема. Но сегодня четко понятно - реализацию проекта необходимо продолжить.
Таким образом, предлагаемые Объединением потребителей России меры можно выстроить в цепочку: СТРАТЕГИЯ – ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО – СИСТЕМА.
в начало на страницу 12