Главная Закон "О защите прав потребителей" Школа потребителя Вопросы и ответы Контакты
Информация о Движении
Потребитель и общество
 
Электронная библиотека потребителя
Вопрос-ответ
  • Банк вернул вклад с месячной задержкой. Можно ли потребовать от банка выплаты неустойки и штрафа?
Ответ...
  • Сдал по гарантии планшет в магазин, где приобретал, он перестал включаться. Через некоторое время получил отказ, по причине вскрытия или повреждения в следствии падения, хотя я точно знаю, что такого не было. Как поступить в данной ситуации?
Ответ...


Агенство информирования потребителей

Федеральный проект Знак качества

Интернет издание ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ

ОПР - Московское отделение

ОПР - Крымское отделение

Региональная общественная организация Общество защиты прав потребителей Московской области

Профсоюз Евразия

Школа муниципального политика



Информация о Движении Страница Председателя Потребители – сиротская доля (часть 5)


ВЫБОРАМ-2016 ПОСВЯЩАЕТСЯ

Потребители – сиротская доля

(продолжение, часть 4)




сентябрь 2016












Серия 15. КПРФ

К выборам коммунисты – зюгановцы, которые тоже, как они пишут, ведут «свою родословную» от Союза борьбы за освобождение рабочего класса до КП РСФСР (что на одно колено больше, чем у «комросов» из КПКР, те остановились на КПСС), подготовили к выборам программу «Десять шагов к достойной жизни» (до нее оказывается не очень-то и далеко). Правда, шаги эти все очень широкие и делать их надо одновременно во все стороны, то есть может и не получиться, разорвет.

При этом стратегической целью партии остается «построение в России обновленного социализма, социализма XXI века». Оно и понятно, «построение коммунизма» занято их товарищами-соперниками по борьбе за светлое будущее – «Коммунистами России».  Коммунизма на всех не хватает, остается социализм. Тогда, значит, получается – «шаг вперед, два шага назад» - оппортунизм? 

Но здесь не возникает навязчивый вопрос: если КПРФ за социализм, тогда - почему бы во имя трудящихся не объединиться в единый фронт со «Справедливой Россией», которая тоже за тот же самый новый социализм XXI века?  И тех же «комросов» и товарищей из других партий, тоже одержимых идеей коммунизма – социализма, не сагитировать на правое дело в духе учения Маркса - Энгельса-Ленина – Сталина (на котором они клянутся, но, уверен, не читают)? А как же – Пролетарии всех стран соединяйтесь! Чего не объединяются-то? Смогли, значит, поступиться принципами? (кто не помнит, была в период перестройки такая нашумевшая реакционная статья – «Не могу поступиться принципами»).

Ответ прост – зачем терять свой «идеологический приход»? Сейчас у каждого из них своя «коммунистическая церковь», своя «красная паства», государство по закону выделяет партиям хорошие деньги, агитируй – не хочу. Вот, и появляются такие политические попугаи, которые повторяют одно и тоже о том, что надо «создать условия для развития малого и среднего бизнеса», «власть обязана повысить уровень жизни в стране», «обеспечить общедоступность и высокое качество здравоохранения» (это у КПРФ, а у кого такого нет?) и т.п. А если же «левые» объединятся, то не приведи Ильич, и выборы выиграть могут, и тогда планы партии в жизнь придется воплощать. Что – почти все подряд национализировать опять будем, как в программе КПРФ? То есть – опять гражданская война?

Опубликовав «Десять шагов к достойной жизни», коммунисты решили усугубить это дело и появились еще «Десять тезисов Зюганова». Это те же «шаги», только вид сбоку.  На каждый «шаг» - тезис Зюганова. Сняли «зюгановцы» и видеоролик с этими «десятью тезисами». Я его посмотрел (как и многие другие видеоагитки различных партий), и с полной ответственностью должен признать, что это один из достойных примеров профессионализма в предвыборной пропаганде. За две минуты в ролике уместились очень выразительно и с лаконичным комментарием диктора все десять зюгановских тезисов. Интересно, что нет в видеоряде ни голоса, ни изображения самого товарища Зюганова. Хорошо сделали ребята, прямо – наследники Дзиги Вертова!

В остальном содержание предвыборных материалов КПРФ не всколыхнуло во мне никаких революционных иллюзий, а вот за Родину стало обидно. И вот по какой причине. В программе «Десять шагов к достойной жизни» написано: «…по уровню жизни [Россия в 2015 году] на 91 месте. Наши соседи по рейтингу Лаос и Гватемала». Помню, что дела у нас все-таки обстоят получше, и решил перепроверить данные от КПРФ (вы это тоже легко можете сделать).

Просмотрев десять самых различных рейтингов уровня жизни, включая подготовленные ООН, я увидел, что в 2015 году Россия располагалась по этому показателю в диапазоне мест от 49-го до 61-го при усредненном месте в рейтинге – 55 – 56. Тоже, конечно, не так чтобы очень хорошо, расслабляться не стоит, но – не 91-ое же! Что получается – врут? «Это как его… - волюнтаризм!» (автор цитаты – Балбес). Но у меня сразу отлегло немного от сердца, и подумалось – может быть тогда до достойной жизни на пару шагов меньше осталось?

Серия 16. «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

Предвыборная программа «Единой России» выглядит фундаментальным документом. Озаглавлена она - «Успех каждого – успех России», и усилена слоганом «Слышим людей – сможем сделать». Слоган, прямо скажем, банально неудачный, программирующий разделение на «людей» и партию, члены (или депутаты?) которой будут делать то, что они услышат. Но, конечно, лучше бы все делать солидарно, и такой смысл закладывать в пропагандистский слоган.

Разделы Программа построены по принципу «отчета и плана», сначала – «что сделано», затем - «Наши дальнейшие действия». В «дальнейших действиях» почти каждое предложение начинается с таких слов: создавать…, организовывать…, развивать…, расширять…, продолжить… и т.п.. Помимо предвыборной программы в «Единой России» подготовили еще один предвыборный документ, озаглавленный - Предвыборная Позиция.

И Программа и Позиция самые объемные документы в ряду предвыборных материалов других партий. Позиция в два раза короче Программы, но, по сути, они повторяют друг – друга без особых интерпретаций. Оба документа состоят из девяти разделов с одинаковыми названиями, кроме четвертого раздела. Для четвертого по каким-то причинам сделали исключение, так в программе он называется «Социальная политика: вложения в каждого человека – основа общего будущего», а в Позиции «Сбережение и приумножение народа».

Ни Программа, ни Позиция не имеет никакого порядкового (номерного) рубрикатора, не пронумерованы даже основные разделы, что сделало их тексты максимально не удобными для восприятия и работы. Свою предвыборную программу «Единая Россия» считает «планом действий», что превращает такую программу, лично в моих глазах, больше в политтехнологический документ.

К сожалению, в такой объемной программе не нашлось места вопросу защиты прав потребителей, как одному из основных социально-стабилизирующих факторов в кризисный период. И сожаление это имеет два аспекта.

Во-первых, Объединение потребителей России постоянно и системно, в различных форматах  и при разных обстоятельствах (включая кампанию предварительного партийного голосования этого года) делало отдельные, комплексные и концептуальные предложения по совершенствованию потребительского законодательства. Предложения эти, в том числе, были сформулированы на базе практики реализации ряда партийных проектов потребительской направленности. Но все эти законотворческие инициативы остались невостребованными и в принципе без внимания.

Во-вторых, участие в избирательной кампании в качестве кандидата в Депутаты Госдумы бывшего главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко – самого авторитетного на сегодня профессионала – чиновника в области защиты потребителей, внушало надежду на включение с его подачи данной темы в предвыборные документы «Единой России», что называется, «красной строкой». Но в итоге направление защиты интересов потребителей, как специально отчеркнутое, отсутствует в предвыборной программе «Единой России». Это вовсе не значит, что в ней нет пунктов, которые касаются сферы интересов потребителей в различных ее аспектах, и их не так мало. 

Но стратегического подхода нет. Рассмотрим некоторые из них, например, актуальную тему – защита прав потребителей услуг ЖКХ. Здесь от «Единой России» хорошо бы получить некоторые разъяснения относительно «дальнейших действий». Так как, вот, что предлагает партия: «провести масштабную работу по реконструкции ЖКХ», для чего среди прочего «сформировать согласованный с гражданами стратегический план и единый подход к модернизации системы ЖКХ и настройки системы ее финансирования в целях повышения качества, безопасности жилищно-коммунальных услуг,..» Не понятно - что подразумевается под «реконструкцией» и «модернизацией»? Какова «глубина» этих процессов?  Что это за такой «стратегический план»? Это идея о новой реформе системы ЖКХ? Или это некие рекомендации общего характера для повышения качества и безопасности ЖКУ?  Пока не ясно.

И таких моментов, требующих комментариев, в программе много. Из той же серии: «осуществить комплексный пересмотр системы государственного и муниципального контроля и надзора». Как известно, сейчас такая работа ведется в первую очередь в Открытом правительстве. Партия идет параллельно? Есть здесь еще один аспект, который меня интересует даже больше. В программе контрольно-надзорная схема рассматривается без важного элемента – общественного контроля (опять же следует вспомнить об опыте партийных «контрольных» проектов). В таком подходе кроется общая ключевая ошибка при формировании все системы контроля в нашей стране: государственно-муниципальный контроль рассматривают в отрыве от общественного (гражданского контроля), а они должны быть концептуально и системно объединены и сбалансированы.

Думаю, что такой разрыв чиновниками делается умышленно. И, видимо, партии, как общественной силе, логичнее было бы в большей степени сконцентрироваться на вопросах именно общественного (гражданского, народного) контроля. Тем более что далеко не все задачи Президента России, поставленные в данной области, реализованы.

Привожу примеры из той же программы «Единой России», где потребуются механизмы общественного контроля, и где они пока не сформированы: «обеспечить общественный контроль роста цен на жизненно необходимые и важные лекарственные препараты, ограничить рост цен уровнем инфляции»; еще – «создать систему ответственного обращения с отходами»; далее – «усилить борьбу с продовольственным фальсификатом» и «повысить качество продуктов…». Причем (отметим, как положительный момент) «Единая Россия» здесь же в программе констатирует: «Однако пока импортозамещение зачастую сопровождается ростом цен и в результате оплачивается потребителем». Добавим в эту «зону интересов» общественного контроля и весь раздел программы - «Быть хозяином в своем доме».

В целом получается очень большая сфера охвата для мероприятий общественного контроля. Но контрольные мероприятия будут эффективны только при условии совместной работы на результат общественности с исполнительной властью, контрольно-надзорными органами, депутатским корпусом, органами МСУ. Пока же такого партнерского и системного подхода не наблюдается.

У меня создалось впечатление, что Программа «Единой России» и ее предвыборная Позиция слишком громоздкие и детализированные документы для такого периода, как избирательная кампания. В большей степени  Программа стала похожа на решение «партхозактива». Тем более что избирательная кампания еще продолжается, кандидаты в депутаты встречаются с гражданами, стараются их «слышать», собирают наказы; значит, еще можно и внести в программу что-то новое, отразить какие-то вопросы, учесть мнения и пожелания.

Может быть, если «Единая Россия» говорит о себе, как о «партии Президента», то рациональнее было бы сфокусироваться на тех задачах, которые Владимир Путин поставил в своих «майских» Указах и корпусе президентских Посланиях? Идти строго в фарватере его установок, начиная с его программных статей, опубликованных перед президентскими выборами? 

Безусловно, не отрицаю, большинство таких президентских задач (в том числе и выполненных) нашли отображение в партийной программе. Но для восприятия программные документы «Единой России» были бы более удобными, если их сориентировать на «линию Путина», да и в пропагандистском смысле они бы также выиграли.  Что же касается Позиции, то в ней логичнее было бы (если мы «слышим людей») изложить действительно позицию партии по самым актуальным жизненно важным вопросам, которые ставят сами избиратели – цены, ЖКХ, капремонт, коллекторы и т.д., то есть прямо ответить на вопросы граждан. Тогда бы получились два взаимно дополняемых документа – Позиция и Программа, и образовалась бы видимая взаимосвязь: «Единая Россия» - Народ – Президент.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Такой вот получился «политический сериал».

Иногда в конце фильма, когда сценарий не умещается на ленту, уставшие снимать картину режиссеры, размещают на последних кадрах что-то вроде эпилога в виде текста. Кратко, для удовлетворения интереса зрителя, сообщается о том, как сложилась в дальнейшем судьба киногероев. Считайте, что и у нас сейчас появляются последние кадры и появляются следующие строчки. 

18 сентября народ проголосовал. Через несколько дней большинство граждан уже забыли об этом историческом моменте. 

В Госдуму вновь прошли четыре «парламентские» партии, вместе с их представителями проскочили и несколько новых «одномандатников» из числа партий второго дивизиона. После выборов кое-кто пытался прокукарекать о неверном подсчете голосов, но таких быстро приструнили, так как все вокруг в целом были довольны.

После чего началась изнурительная парламентская жизнь, под тяжестью ответственности которой  большинством депутатов как-то стали забываться предвыборные программы (если они о них хоть что-то знали раньше, а многие их вообще и не читали) и наказы избирателей. Не до того как-то стало. Разбрелись по углам политического поля партии – аутсайдеры, (некоторые даже вышли за бровку, там и остались), рассорились их функционеры и лидеры.  

В парламентских коридорах часто можно встретить назойливого не то подростка, не то недоразвитого юношу, которого все по-прежнему жалеют, но никто не хочет с ним дружить. Этого малого так и зовут – Малый и Средний бизнес. Из-за потерянного к нему внимания и обманутых надежд, он даже начал выпивать, одновременно торгуя фальсифицированным алкоголем и по озлобленности не платить налоги.

А потребителям так никто и не пишет, ни законов, ни ответов на жалобы. И за судебными решениями ему приходится ходить годами, а потом еще в службе судебных приставов мыкаться. Одиноки они со своими горестями и проблемами. Сиротская доля. 

Конец фильма.



Хотите читать больше интересных статей?

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ:

                                                               



 



    Яндекс.Метрика