Главная Закон "О защите прав потребителей" Школа потребителя Вопрос-ответ Контакты
Информация о Движении
Потребитель и общество
 
Электронная библиотека потребителя
Вопрос-ответ
  • 7 лет назад мы купили холодильник производства Германия. Вчера получили из авторизованного центра акт о невозможности ремонта (утечка фреона в запененной части). Скажите, пожалуйста, какие параметры должны учитываться при выдаче нам нового холодильника? Имеем ли мы право получить холодильник производства именно Германии, как тот, который был куплен нами в 2010 году?
Ответ...
  • Купил обувь, на чеке увидел, что гарантия 30 дней. Через 45 дней лопнула подошва.
    Что делать? Могу ли я требовать деньги за некачественный товар, если срок гарантии уже закончился?
Ответ...


Федеральный проект Знак качества

Интернет издание ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ

ОПР - Московское отделение

ОПР - Крымское отделение

Региональная общественная организация Общество защиты прав потребителей Московской области

Профсоюз Евразия

Союз Матерей России

Арбитражный Третейский суд города Москвы

СОЮЗ ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ



Предложения в Народную программу

 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РОССИИ
В НАРОДНУЮ ПРОГРАММУ ОБЩЕРОССИЙСКОГО НАРОДНОГО ФРОНТА

О предложениях Объединения потребителей России в Народную программу

Подготовленные Объединением потребителей России предложения для внесения в Народную программу Общероссийского народного фронта относятся к сфере потребительского права и совершенствования системы защиты потребителей, других добросовестных участников потребительского рынка в Российской Федерации в целях эффективной реализации плана долгосрочного развития страны Стратегия 2020, повышения уровня и качества жизни граждан.

Инициативы в сфере потребительских взаимоотношений – самой «народной области» – обоснованно могут стать одними из базовых в Народной программе Общероссийского народного фронта.

Настоящие предложения изложены в концентрированном виде и состоят из трех блоков:

• Стратегия государственной потребительской политики
• Национальная система защиты потребителей
• Реформа потребительского законодательства

История вопроса(для справки)

Основные положения данных предложений начали формулироваться в ходе подготовки к общественным парламентским слушаниям в Государственной Думе РФ «Роль общественных объединений (организаций) в сфере защиты прав потребителей», состоявшихся 24 сентября 2009 года. В ходе парламентских слушаний, в которых председатель Объединения потребителей России выступал с докладом, были заявлены общественные инициативы, которые Движение продолжало позиционировать в дальнейшем. Инициативы были сформулированы следующим образом:

• разработка Стратегии защиты потребителей в Российской Федерации;
• разработка концепции совершенствования потребительского законодательства;
• формирование целостной государственно-муниципально-общественной  системы защиты прав потребителей;
• создание механизма урегулирования и разрешения споров и конфликтов в потребительской сфере через примирительные процедуры с участием посредников (медиаторов).

Проработка этих положений была продолжена, в частности, в общественном докладе Объединения потребителей России «Легко ли быть потребителем в России? Взгляд на первое десятилетие 21 века и ближайшие перспективы», опубликованном 14 марта 2011 г., где в конспективной форме обоснованы назревшие изменения потребительского законодательства (текст размещен на сайте potrebitel-russia.ru). 

В актуализированном виде предложения, выносимые Объединением потребителей России на обсуждение для включения в Народную программу, на сегодня сформированы и состоят из трех концептуальных и взаимосвязанных конструкций, изложенных в аннотационной форме:

• разработка Стратегии государственной потребительской политики;
• модернизация национальной системы защиты потребителей;
• реформирование потребительского законодательства.


1. Разработка Стратегии государственной потребительской политики.

В Российской Федерации отсутствует целостная национальная потребительская политика, концептуально сформулированная на государственном уровне в виде стратегии. Формирование прогрессивной потребительской политики и ее декларирование в виде документа, принятом в официальном общероссийском масштабе  – задача государственная. Главная цель потребительской политики – защита национального потребителя, как основного участника экономических процессов и модернизации. Сегодня вопросы защиты потребителей не согласуются, в частности, со Стратегией развития торговли в Российской Федерации на 2011 – 2015 годы и период до 2020 года, не достаточно межведомственных координационных действий федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ, направленных на защиту потребителей. Только при возведении потребительской политики в ранг государственной политики, возможна разработка и эффективная реализация законодательных мер по защите российского потребительского рынка, всех его добросовестных участников, отечественных производителей, установления равновесия между рыночными силами – потребителями и производителями, обеспечение социальной защищенности населения.

Разработка Стратегии государственной потребительской политики должна стать определяющим фактором общероссийских принципов и подходов при модернизации Национальной системы защиты прав потребителей и реформировании потребительского законодательства. 

  
2. Модернизация национальной системы защиты потребителей.

Модернизация российской экономики, как рыночной и конкурентно способной, невозможна без эффективной защиты потребителей, выстроенной в целостную систему, нацеленную, как на обеспечение защиты потребительских интересов граждан, так и на стимулирование и совершенствование рыночных механизмов. Защита прав потребителей предписана также положениями ВТО, принципами и нормами международного права.

Официально утверждается, что в России сформирована и действует национальная система защиты потребителей, под которой «принято понимать совокупность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединения потребителей, полномочия которых специально оговорены в законе Российской Федерации «О защите прав потребителей». Составляющие систему элементы осуществляют весь комплекс работ по формированию и реализации национальной политики в сфере защиты прав потребителей на национальном, региональном и муниципальном уровнях» (из доклада руководителя Роспотребнадзора Г.Г. Онищенко «Об актуальных вопросах обеспечения защиты прав потребителей в Российской Федерации» на Международной конференции «Актуальные вопросы обеспечения защиты прав потребителей в государствах-участниках  СНГ в кризисный период», Москва 15 октября 2009 г.).

Данное определение представляется далеко не полным. В национальную систему защиты потребителей входят также потребительское законодательство (как комплексная правовая отрасль), экспертиза, информирование потребителей, прокурорский надзор, судебная защита с массивом наработанной судебной практики, исполнительное производство, адвокатское сообщество, средства массовой информации, системы саморегулирования объединений предпринимателей и другие составляющие. Особенно необходимо отметить, что из системы исключен муниципальный уровень, практически лишенный законных прав на защиту потребителей. На сегодня национальная система защиты потребителей не является эффективной. Государство должно выстроить систему эффективных мер, защищающих потребителя от преступности, коррупции, злоупотребления монополий, экономического диктата предприятий торговли. Такие меры должны быть закреплены на законодательном уровне и стать неотъемлемой частью потребительской политики государства, проводимой с участием общественных потребительских организаций.

Объединение потребителей России считает необходимым, рассматривать  элементы национальной системы защиты потребителей, утвердив законодательно и нормативно следующие позиции, которые заявлены, как предложения в Народную программу:

• осуществление реформы потребительского законодательства;
• перевод Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека из подведомства Минздравсоцразвития в ведение Правительства Российской Федерации, приравняв ее по статусу к федеральным службам и федеральным агентствам, руководство которыми осуществляет непосредственно Правительство Российской Федерации, с расширением полномочий, что позволит в частности вносить в Правительство проекты федеральных законов, нормативно правовых актов и другие документы, по которым требуется решение Правительства;
• разработка единой национальной системы аккредитации производителей и продавцов товаров, исполнителей услуг;
• введение института Уполномоченного по правам потребителей в Российской Федерации;
• учреждение государственного массового печатного и Интернет – издания, направленного на информирование потребителей об их правах, мерах по защите этих прав, информирования потребителей об отечественных товарах;
• расширение полномочий органов местного самоуправления по защите потребителей и потребительского рынка, законодательное закрепление права органов местного самоуправления при формировании бюджетных расходов планировать средства на защиту потребительских интересов граждан;
• организация учебных центров для подготовки специалистов в области защиты потребителей;
• разработка и реализация типовых региональных программ по защите прав потребителей, в том числе в торговле, что в 2009 году было одобрено на правительственном уровне;
• увеличение финансирования общественных организаций потребителей со стороны государства и регионов через предоставление грантов, направляемых на поддержку и развитие институтов гражданского общества, выделив на всех уровнях в отдельную конкурсную категорию проекты потребительских организаций.

       
3. Реформа потребительского законодательства.

Объединение потребителей России считает назревшим вопросом проведение реформы потребительского законодательства. Реформирование потребительского законодательства, рассматривается в контексте потребительского права, как специальной комплексной правовой отрасли, с накопленным опытом, требующей конструирования и развития. Законодательство о защите потребителей должно стимулировать предпринимателей для добровольного достижения высоких стандартов и качества товаров и услуг. В этом случае законодательная, административная, судебная и общественная защита станет важным фактором развития экономики.

При подготовке концепции реформы потребительского законодательства, необходимо иметь ввиду следующие положения:

• конституционные принципы потребительского права;
• формирование концепции потребительских правоотношений;
• необходимость децентрализации потребительского законодательства.
Основными предложениями Объединения потребителей России по реформированию потребительского законодательства являются следующие позиции, разделенные на три этапа.

Первый этап:

• разработка концепции развития потребительского законодательства Российской Федерации;
• предложения по кодификации потребительского законодательства;
• модернизация Закона «О защите прав потребителей», изменение его названия, как не соответствующего содержанию, совершенствование его основных положений с целью возможности регулирования современных потребительских отношений;
• гармонизация норм Закона «О защите прав потребителей» и Закона «О техническом регулировании»;
• работа над подзаконными актами и техническими регламентами;
• закрепление функций общественного контроля во всех «отраслевых законах», который может осуществляться общественными потребительскими организациями (по аналогии с ФЗ «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»).

Второй этап:

• кодификация потребительского законодательства, создание основных кодифицированных блоков, рассчитанных на включение их в качестве составных частей в будущий кодифицированный свод;
• разработка мер административной и уголовной ответственности в области нарушений потребительского законодательства, преступлений в сфере потребительского рынка, фальсификации продукции.

Третий этап:

• разработка Потребительского кодекса Российской Федерации;
• приведение в соответствие с нормами потребительского кодекса Российской Федерации отраслевых законодательств.

Москва, 30 июня 2011 г.





 
    Яндекс.Метрика