|
|
|
|
Система общественного интернет-мониторинга проблем потребителей
ЗАДАЧА ПРОЕКТА |
Проект «Союз-мониторинг» реализуется в целях
предупреждения и пресечения грубых и системных нарушений прав
потребителей, угрожающих безопасности их здоровью, жизни, имущественным
интересам. Проектная задача - организовать на сетевом уровне ОПР
интернет – мониторинг и сетевой общественный контроль для выявления
нарушений прав потребителей, в первую очередь - в сфере
Интернет-торговли и услуг (так называемой Интернет-коммерции) и
дальнейшего направления заявлений о таких нарушениях в надзорные органы,
а также подачи судебных исков в защиту неопределенного круга
потребителей.
|
КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА |
|
1
|
Для реализации проекта «Союз-мониторинг» будет
организована «расширяющаяся» система общественных центров мониторинга
проблем потребителей, обобщения потребительских оценок товаров и услуг,
трансляции общественного потребительского мнения участникам рынка,
органам власти и местного самоуправления.
Центры последовательно
будут организовываться в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, далее
во всех в города с населением более миллиона человек. Для проведения
мониторинга и исследований будут привлекаться студенты ВУЗов (особенно
на первом этапе реализации проекта), далее - пенсионеры, люди с
ограниченными возможностями.
Проект реализуется на федеральном и региональном уровнях.
|
2
|
Участники проекта будут проводить
Интернет-мониторинг в целях выявления основных проблем потребителей (в
первую очередь, нарушений в сфере Интернет-торговли и услуг) через
анализ информации в следующих источниках и Интернет- ресурсах:
- специально созданные в социальных сетях группы для сбора информации о нарушениях прав потребителей (собственные ресурсы);
- сообщества и группы в социальных сетях;
- электронные средства массовой информации;
- ведомственные Интернет-ресурсы;
- Интернет-сайты объединений предпринимателей, общественных организаций, различных консультативно-общественных советов.
|
3
|
По результатам общественного мониторинга будут
формироваться итоговые «протоколы», в которых фиксируются нарушения прав
потребителей за определенный период.
На основании данных
мониторинга («протоколов») участники Объединения потребителей России
будут предпринимать меры просветительского, предупредительного и
претензионного характера, включая обращения в суд.
Кроме этого на
основании мнения граждан, Объединение потребителей России будет
формировать нормотворческие предложения по предупреждению и устранению
нарушений прав потребителей.
|
4
|
Характер нарушений, выявляемых в ходе мониторинга.
1.
Недостоверная реклама услуг в Интернете (ложные сайты и т.д.), когда
реклама обещает одно, а на деле потребитель получает совсем другое,
более низкого качества или за большую стоимость и т.п. (например,
финансовые услуги, микрофинасовые организации).
2. Услуги, которые
изначально являются мошенничеством (лже-услуги с целью обмана
потребителей), так называемые Интернет-врачи, курсы иностранных языков,
лже-юристы, продажа «дешевых» автомобилей и т.д..
3. Наиболее
болезненные проблемы на местном уровне, то есть то, что жителей
беспокоит ежедневно, нарушает их благополучие, например, работа
управляющих организаций в ЖКХ, капитальный ремонт МКД, благоустройство,
дороги и т.п..
|
.5
|
Реализация результатов мониторинга будет проходить
в следующих основных формах (в соответствии с 45 статьей закона РФ «О
защите прав потребителей»): информирование граждан (потребителей) об
угрозе нарушений; заявления в профильные контрольные (надзорных) органы;
обращения в суд в защиту неопределенного круга потребителей.
Таким
образом, проект будет способствовать организации сетевого уровня
Объединения потребителей России (а это одна из задач Совета по
инновациям ОПР), и появлению новой формы общественного контроля, который
можно назвать «Цифровой общественный контроль».
|
6
|
И не менее важно, что одним из результатов
проектной деятельности станет подготовка с учётом интересов всех
участников рынка предложений по совершенствованию законодательства в
области защиты прав потребителей и развития Национальной системы защиты
прав потребителей. Такие предложения будут направляться в адрес рабочей
группы в Совете Федерации, возглавляемой сенатором Российской Федерации
Вячеславом Степановичем Тимченко.
|
|
|
Контактное лицо:
|
Корягин Алексей Евгеньевич, руководитель ЦИК ОПР
+7 909 650-60-20
opr-kor@yandex.ru |
|
|
|
|