Особенности рассмотрения обращений граждан в органах власти
Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон) - единственный действующий законодательный акт, специально посвященный порядку рассмотрения обращений граждан.
В ст. 33 Конституции РФ право на обращение закреплено как право гражданина. В реальной жизни это право имеют также иностранцы и лица без гражданства (ч. 3 ст.62 Конституции РФ).
Когда нарушается законодательство о правах и свободах человека и гражданина организацией, то за их защитой лицо может обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления.
Какие права предоставлены гражданам действующим законодательством?
Граждане имеют право:
1) обратиться в органы:
- как индивидуально (единолично), так и в группе с другими лицами (коллективно);
- как устно при личном приеме, так и письменно, направив свое сообщение любым удобным способом - по почте или через Интернет (например, по e-mail, через «гостевую книгу» на сайте соответствующего органа);
2) не оплачивать любые обращения независимо от того, в какой форме они поданы, так как они рассматриваются бесплатно;
3) прекратить рассмотрение обращения по собственной инициативе, подав в орган, куда он направлял свое обращение, заявление в произвольной форме;
4) обжаловать в вышестоящий орган (должностному лицу) или в суд принятое по обращению решение или действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения (например, пропуск сроков его рассмотрения или отказ в ответе по существу без должных оснований).
Что необходимо знать гражданину чтобы своевременно получить ответ на свое обращение?
Гражданину, чтобы получить ответ на свое обращение, необходимо:
- указать в нем свои Ф.И.О. и почтовый адрес, по которому он ожидает ответ или электронный адрес;
- написать текст разборчивым почерком, а лучше напечатать на компьютере, чтобы у чиновника не было соблазна отписаться замечанием о том, что обращение «не поддается прочтению»;
- приводить новые доводы или обстоятельства в очередном обращении в тот же орган (к тому же должностному лицу), если ранее многократно давался не устраивающий его ответ на обращение по тому же вопросу.
Что не допускается указывать в обращении?
- выражать в обращении свои гневные чувства по отношению к какому-либо чиновнику или деятельности органа в целом (то есть употреблять нецензурные либо оскорбительные выражения, угрожать жизни, здоровью и имуществу должностного лица или членов его семьи);
- обжаловать судебное решение - такая жалоба будет возвращена гражданину с формальной отпиской о порядке обжалования судебного решения по подведомственности и подсудности.
Какие сроки установлены для рассмотрения обращений граждан?
Гражданину следует иметь в виду, что установлены сроки рассмотрения письменного обращения(независимо от способа его поступления - по каналам связи или в ходе личного приема) - 30 дней с момента регистрация обращения в органе. В исключительных случаях этот период может быть увеличен руководителем органа еще на 30 дней (например, при необходимости получения ответа на направленный запрос).
О продлении срока рассмотрения обращения гражданин должен быть уведомлен.
Какие нарушения допускаются сотрудниками органов государственной власти и органов местного самоуправления при рассмотрении обращений граждан?
Нарушения допускаются различные: оставление заявления без ответа, несвоевременная дача ответа, проведение проверки не в полном объеме и др.
Какая ответственность в настоящее время установлена кроме дисциплинарной за ненадлежащее рассмотрение обращений граждан органами государственной власти и органами местного самоуправления?
Нормами ст. 13-14 Закона установлена ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.
Как правило, до недавнего времени данная ответственность являлась дисциплинарной.
Федеральным законом от 11.07.2011 № 199-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» глава 5 КоАП РФ (административные правонарушения, посягающие на права граждан) дополнена статьёй 5.59, предусматривающей административную ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.
Исходя из содержания данного нормативного правового акта дело по ст. 5.59 КоАП РФ может быть возбуждено в следующих случаях:
1. При нарушении прав граждан на рассмотрение обращений, указанных в п.п. 1-3 ст. 5 Закона;
2. При нарушении сроков регистрации и перенаправления обращения для рассмотрения по существу в другой государственный орган, установленных ч.ч. 2-4 ст. 8 Закона;
3. При нарушении запрета направлять жалобу гражданина должностному лицу, чьи действия обжалуются (ч. 6 ст. 8 Закона);
4. При нарушении сроков рассмотрения обращений граждан, установленных ст.ст. 11, 12 Закона.
Субъектами, которые могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.29 КоАП РФ, являются только должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления.
Организации всех форм собственности, а также их должностные лица не являются субъектами, которые могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ, поскольку на них не распространяются требования Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», касающиеся порядка и сроков рассмотрения обращений граждан.
Куда обращаться гражданам в случае нарушения их прав при рассмотрении обращений и жалоб?
Обжаловать ответы органов государственной власти или органов местного самоуправления граждане могут в вышестоящую организацию (вышестоящему должностному лицу) или в прокуратуру по месту расположения органа (организации, учреждения), либо в суд.
Возбудить дело об административном правонарушении по ст.5.59 КоАП РФ вправе прокурор.
По материалам сайта
ЕЩЕ НА ЭТУ ТЕМУ
Жалуемся чиновнику, жалуемся ... на чиновника.
Как сделать это правильно |