Жалуемся чиновнику, жалуемся ... на чиновника.
Как сделать это правильно
Для того, чтобы чиновники отреагировали на ваше
обращение необходимо уметь жаловаться. В этой статье - о том, как это
сделать.
 |
Право на обращение в государственные органы и органы
местного самоуправления закреплено за гражданином Конституцией РФ и
является одной из действенных форм защиты его прав. Граждане имеют право
обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные
обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их
должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные
организации, на которые возложено осуществление публично значимых
функций, и их должностным лицам.
|
коллаж: Виктория Алешина,
интернет ресурс "Права потребителя" |
|
Потребители с целью защиты своих прав могут обращаться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), в органы государственного жилищного надзора (жилищные инспекции), в органы местного самоуправления, в прокуратуру.
Не зависимо от того, в какое из упомянутых ведомств
обращается гражданин, процедура рассмотрения обращения одинакова и
регламентирована она Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О
порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Все обращения граждан закон подразделяет на три разновидности: заявления, жалобы и предложения.
Если гражданин намерен поделиться своими
рекомендациями по совершенствованию законов и иных нормативных правовых
актов, деятельности государственных органов и органов местного
самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению
социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества,
он вправе обратиться с предложением.
Если гражданин
обращается с просьбой о содействии в реализации его конституционных прав
и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо направляет
сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, о
недостатках в работе государственных органов, органов местного
самоуправления и должностных лиц, либо критикует деятельность указанных
органов и должностных лиц, то свое обращение он должен назвать
заявлением.
Документ, названный жалобой, должен содержать просьбу гражданина о
восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных
интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Что обязательно должно быть в обращении (в жалобе)
В обращении
гражданину необходимо указать свои Ф.И.О., точный адрес местожительства с
почтовым индексом, контактный телефон и кратко изложить суть вопроса
(обращения), при этом желательно, чтобы его объем не превышал одного
листа.
Если граждане
направляют коллективное обращение, то в нем необходимо указать, кому из
подписавших обращение граждан следует направить ответ, сообщив его адрес
и контактный телефон.
Обращение оформляется в письменной форме. Писать его текст желательно
разборчивым почерком, а лучше напечатать на компьютере, чтобы чиновник
не смог воспользоваться данным ему правом и отказать в рассмотрении
обращения, которое «не поддается прочтению».
Как передать чиновнику обращение (жалобу)
Письменное
обращение может быть отправлено почтой, в том числе электронной почтой,
передано через канцелярию (экспедицию), вручено должностному лицу на
личном приеме. Обращение должно быть обязательно зарегистрировано в
течение трех дней с момента поступления.
Сколько ждать ответа
Поступившее
обращение должны рассмотреть обязательно и, конечно же, совершенно
бесплатно. Закон дает на это 30 дней (со дня регистрации). В
исключительных случаях этот срок может быть продлен, но не более чем еще
на 30 дней. О продлении срока гражданина, направившего обращение,
должны уведомить письменно.
Закон
запрещает чиновникам направлять жалобу на рассмотрение в
государственный орган, орган местного самоуправления или должностному
лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется гражданином.
В ходе рассмотрения обращения гражданин имеет право:
1)
представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с
просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
2)
знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения
обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы
других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся
сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным
законом тайну;
3) получать письменный ответ по существу
поставленных в обращении вопросов либо уведомление о переадресации
своего обращения в государственный орган, орган местного самоуправления
или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных
в обращении вопросов;
4)
обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие
(бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и
(или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Когда могут отказать в рассмотрении обращения (жалобы)
К
подготовке и составлению обращения необходимо подходить аккуратно и
внимательно, потому что закон позволяет чиновникам не рассматривать
обращения гражданина в ряде случаев:
- если в обращении гражданин не сообщил данные
о себе (фамилию, имя, отчество) и о своем месте жительства - ответ на
такое обращение гражданин не получит по вполне понятным причинам;
-
если гражданин в своем обращении пытается обжаловать решение,
вынесенное судом - такая жалоба будет возвращена с формальной отпиской, в
которой ему сообщат о порядке и правилах обжалования судебного решения;
- если письменное обращение будет содержать
нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и
имуществу должностного лица, а также членов его семьи, - гражданину,
направившему такое обращение, сообщат о недопустимости злоупотребления
правом;
-
если текст письменного обращения не поддается прочтению - о чем в
течение семи дней со дня регистрации обращения должны будут сообщить
гражданину, но только в случае, если его фамилия и почтовый адрес
поддаются прочтению;
-
если в письменном обращении содержится вопрос, на который уже
неоднократно один и тот же государственный орган (орган местного
самоуправления или одно и то же должностное лицо), в ответ на ранее
направленные гражданином обращения, давал письменные разъяснения – в
таком случае чиновникам дано право считать такое обращение
безосновательным и прекратить с ним переписку
по данному вопросу. О данном решении гражданина должны уведомить
письменно. К слову, этого можно избежать, если привести в обращении
новые доводы или обстоятельства, на которые в предыдущих обращениях
гражданин еще не ссылался;
- если в обращении содержатся вопросы, решение
которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа
местного самоуправления или должностного лица - гражданину обязаны
письменно разъяснить, куда и в каком порядке ему следует обратиться.
Пожалуйте на прием… к руководителю
Руководители
любых государственных органов, органов местного самоуправления (и
уполномоченные на это лица) обязаны проводить личный прием граждан. Дни и
часы приема должны быть четко определены, а информация о них должна
быть доступна для граждан.
Идя на прием не забудьте документ,
удостоверяющий личность, без него на встречу с руководителем могут и не
пропустить. В ходе беседы можно устно изложить причину обращения
(которую должны занести в карточку личного приема), а можно передать и
письменное обращение – этом случае его обязаны зарегистрировать.
Если
изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются
очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение (с
согласия гражданина) могут дать устно в ходе личного приема. В остальных
случаях придется ждать письменный ответ. Причем чиновникам закон
запрещает «лить воду» - ответ должен быть дан непременно по существу
поставленных в обращении гражданина вопросов.
Закон не приветствует многократность таких
встреч. Если ранее гражданину уже направляли ответ по интересующему его
вопросу, то в ходе личного приема могут отказать в дальнейшем
рассмотрении обращения.
Куда жаловаться на чиновника
Если
решение, принятое по обращению, не устраивает или чиновники направляют
явные отписки, если не отвечают на ваши жалобы (заявления и т.п.), то на
их действия (или, наоборот, бездействие) следует жаловаться в
вышестоящую организацию (вышестоящему должностному лицу) или в
прокуратуру. Закон позволяет гражданам обжаловать действие (бездействие)
чиновников и в суде.
Еще на эту тему:
По
постановлению Кунцевской межрайонной прокуратуры начальник отдела
управы Можайского района оштрафован за волокиту при рассмотрении
обращения гражданина
|