Главная Законодательство о правах потребителей Школа потребителя Вопросы и ответы Контакты
Информация о Движении
Потребителю
 
Библиотека потребителя
Вопрос-ответ
  • Банк вернул вклад с месячной задержкой. Можно ли потребовать от банка выплаты неустойки и штрафа?
Ответ...
  • Сдал по гарантии планшет в магазин, где приобретал, он перестал включаться. Через некоторое время получил отказ, по причине вскрытия или повреждения в следствии падения, хотя я точно знаю, что такого не было. Как поступить в данной ситуации?
Ответ...




Информация о Движении Новости 13-03-13

 

Александр Семенников: общественный контроль - важная форма участия граждан в жизни государства

    Накануне Всемирного дня прав потребителей, который отмечается 15 марта, Семенников А.Г., депутат Московской городской Думы, председатель Центрального Совета Объединения потребителей России дал интервью газете "Московская правда".

- Александр Григорьевич, скажите, пожалуйста, когда и с какой целью был создан проект "Народный контроль"?

- Проект "Народный контроль" был создан в июле 2010 года решением Бюро Высшего совета Партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Его главные задачи - создание системы общественного контроля, который мог бы сдерживать необоснованный рост цен на потребительском рынке, препятствовать продажам низкокачественных товаров, следить за соблюдением антиалкогольного законодательства в розничной торговле, предотвращать или устранять нарушения прав и интересов потребителей.

"Народный контроль" начался с мониторинга цен на социально значимые продукты питания. Почему с них? Вспомним лето 2010 года. Аномальная жара, пожары, угроза неурожая. И вот вместо летнего падения цен началась их "накрутка". Объективные причины на то были, но в полный голос заявил о себе субъективный фактор. Недобросовестные поставщики воспользовались моментом и начали "ценовые гонки", искусственно создавая нехватку товара, играя на слухах и опасениях. Очень показателен пример с гречкой - ее запасы, как выяснилось позднее, были вполне приемлемые, но возникший ажиотаж почти мгновенно поднял цены в 3 - 4 раза, а то и выше! Паники на рынке, роста социальной напряженности никак нельзя было допустить, поэтому "Народный контроль" начал свои рейды по магазинам и рынкам всей нашей страны.

Опыт оказался удачным, и вот уже более двух с половиной лет насчитывает срок реализация проекта, в течение которого народные контролеры расширяют сферу своих интересов и совершенствуют формы своей работы.

На сегодняшний день в каждом административном округе, в каждом районе Москвы работают группы "Народного контроля", действуют координаторы в местных отделениях Партии, городской штаб.

В работе партпроекта активное участие принимают официальные партнеры: Объединение потребителей России, ВОО "Молодая гвардия", движение "Наши", Совет муниципальных депутатов города Москвы "За здоровый образ жизни", молодежное общественное движение "Агенты", молодежная общественная организация "Хрюши против".

К участию в рейдах привлекаются члены организаций - партнеров партпроекта, представители правоохранительных органов, Роспотребнадзора, Департамента торговли и услуг города Москвы, работники управ и префектур.

- Почему возникла необходимость создания такого проекта, ведь существуют Роспотребнадзор и правоохранительные органы?

- Государство последовательно отказывается от прямого вмешательства в экономику и существенно сокращает свои контролирующие функции. Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установил, что плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся не чаще, чем один раз в три года. Причем о проведении плановой проверки они уведомляются не позднее чем в течение трех рабочих дней до ее начала, а внеплановые проверки возможны по ограниченному числу оснований и большей частью с санкции прокуратуры.

Таким образом, сегодня, помимо вышеназванных контрольных мероприятий, лишь Роспотребнадзор может проверить, не нарушают ли торговцы санитарно-эпидемиологические правила, плюс Федеральная антимонопольная служба вправе привлечь к ответственности недобросовестных продавцов, но только если сможет доказать ценовой сговор и продажу товаров по завышенным на 30 процентов ценам в течение 30 дней.

В этих условиях значительно возрастает роль общественных организаций. 

Поскольку одним из официальных партнеров проекта "Народный контроль" является мощная общественная организация - Объединение потребителей России, наши совместные мероприятия общественного контроля могут существенным образом дополнить существующую систему государственного и муниципального контроля. Опытные юристы Объединения потребителей России по результатам, в том числе и наших совместных мероприятий, в случае необходимости готовят судебные иски и нередко их выигрывают. Например, были выиграны иски к сетевым магазинам "Магнолия" и "Копейка".

Кроме того, "Народный контроль" взаимодействует с органами местного самоуправления.

- По каким направлениям осуществляет свою деятельность "Народный контроль"?

- Как я уже сказал, первым направлением стал мониторинг цен на социально значимые продукты питания. Оно и сейчас является одним из главных приоритетов. Наряду с этим народные контролеры следят за соблюдением правил торговли на ярмарках выходного дня, которых в Москве около 140. 

С этой целью между партпроектом и Департаментом торговли и услуг города Москвы налажено тесное взаимодействие, помогает нам и то, что я являюсь членом Общественного совета при департаменте. Работа в этом направлении будет расширяться и совершенствоваться, в частности, сфера народных контролеров будет распространяться на сельскохозяйственные рынки Москвы.

С 1 октября 2012 года работает "горячая линия" партпроекта по вопросам ЖКХ, и на нее ежедневно поступают десятки вопросов - по ним даются ответы и консультации, в необходимых случаях юристы партпроекта направляют запросы в соответствующие ведомства. Недавно открыто новое направление - борьба против потребления молодежью курительных смесей и спайсов. 

- С этого года ограничения, установленные на розничную продажу алкогольной продукции, стали распространяться и на пиво. Давайте напомним нашим читателям, что это за ограничения?

- Эти ограничения следующие: запрет розничной продажи алкогольной продукции в ночное время с 23 часов до 8 часов, а на территории поселений с 21 часа до 11 часов следующего дня; ограничение мест розничной продажи алкогольной продукции: запрет торговли в организациях, не имеющих стационарных торговых объектов и складских помещений, и запрет на продажу алкогольной продукции несовершеннолетним.

К сожалению, в Москве нарушения этих запретов носят массовый характер. Эту проблему мы обсуждали на проведенном 4 февраля в Мосгордуме заседании "круглого стола" с повесткой дня "О проблемах применения законодательства при реализации алкогольной продукции в городе Москве и защите прав потребителей". 

- Расскажите об этом "круглом столе" поподробнее. В частности, как осуществляется общественный контроль за соблюдением ограничений на розничную продажу алкогольной продукции, в том числе и пива, возникают ли какие-нибудь трудности при проведении мероприятий общественного контроля?

- Участники обсуждения были едины в оценках - ситуация с продажей алкоголя в Москве крайне неблагоприятная. Фактов продажи алкогольной продукции несовершеннолетним, ночью, в нестационарных объектах - множество. Сотрудников Управления Роспотребнадзора по городу Москве на всех не хватает, ведь в городе около 10 тысяч объектов, где торгуют алкогольной продукцией. Полиция также не успевает реагировать на все нарушения, да и упрекать ее не совсем правильно: по сравнению с грабежами и убийствами продажа пива не там, где положено, наверное, не самое первоочередное дело. Много и других проблем. Например, как наказывать за торговлю без лицензии? Уличенный владелец торговой точки говорит, что продавец продает собственный алкоголь, а он про это и знать не знает. Продавца наказывают, увольняют, а назавтра тем же самым занимается новый. Антиалкогольные рейды проводят народные контролеры, плановые проверки и по жалобам общественных организаций осуществляют сотрудники Роспотребнадзора, Департамента торговли и услуг, в них участвуют и сотрудники полиции, но, видимо, пока наших усилий недостаточно.

Значит ли это, что сделать ничего нельзя? Ни в коем случае. При всех проблемах необходимых правовых рычагов в целом достаточно, но надо усилить правоприменительную практику, более последовательно и масштабно проводить общественный контроль. В частности, шире привлекать к нему муниципальных депутатов - ведь они находятся в непосредственной близости к населению, хорошо знают ситуацию у себя в районе.

Но и законодательство следует усовершенствовать. В частности, по итогам анализа работы народных контролеров, предложений заинтересованных ведомств мной направлено обращение на имя председателя Федеральной комиссии проекта "Народный контроль", депутата Государственной Думы Виктора Звагельского с конкретными предложениями о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 22.11.1995 года №171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вот эти предложения: выделить в отдельный состав и повысить размер штрафных санкций, налагаемых на виновных граждан, должностных и юридических лиц за продажу алкогольной продукции без лицензии и в ночное время; ввести запрет на хранение алкогольной продукции на территории торговых предприятий, не имеющих лицензии на торговлю ею; установить ответственность юридического лица или индивидуального предпринимателя за необеспечение соблюдения работником требований законодательства в сфере оборота алкогольной продукции.

Я также предлагаю предусмотреть наказание за продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без лицензии в виде конфискации этой продукции; предусмотреть в отношении юридического лица наказание за нарушение правил продажи алкогольной продукции в виде административного приостановления деятельности и ввести уголовную ответственность за неоднократное нарушение правил продажи алкогольной продукции.

Одновременно я направил письмо в Департамент торговли и услуг города Москвы с предложениями внести изменения в договоры на размещение нестационарных торговых модулей с целью ужесточения мер в отношении предпринимателей, торгующих алкоголем, а также в договоры аренды помещений, принадлежащих городу Москве, в которых надо предусмотреть возможность расторжения договора в связи с реализацией алкоголя без лицензии, несовершеннолетним и в ночное время.

Понятно, что это только часть предложений, которые обсудили участники "круглого стола". Решено, что мониторинг применения законодательства при реализации алкогольной продукции будет проводиться постоянно, и, кроме того, был поставлен вопрос о необходимости создания в Мосгордуме специального консультативно-экспертного совета.

В перспективе я считаю необходимым разработать городскую программу по противодействию алкоголизации населения и пропаганде здорового образа жизни.

- Как вы считаете, достаточно ли информированы москвичи о работе "Народного контроля"?

- За время нашей работы в плане информационного обеспечения сделано немало, но полного удовлетворения у меня нет. Материалы о рейдах и других мероприятиях народных контролеров регулярно публикуются в интернете, в городских, окружных и районных газетах. Я сам стараюсь в своих выступлениях и комментариях максимально полно освещать работу проекта. Тем не менее хотелось бы видеть больший интерес журналистов к этой очень важной проблеме - проблеме общественного контроля. Ведь ее нельзя сводить только к контролю за ценами или за соблюдением правил торговли. Общественный контроль - это важная форма участия граждан в жизни общества и государства, проявления своей жизненной позиции. 


Газета "Московская правда", 13 марта 2013 года