Главная Законодательство о правах потребителей Школа потребителя Вопросы и ответы Контакты
Информация о Движении
Потребителю
 
Библиотека потребителя
Вопрос-ответ
  • Банк вернул вклад с месячной задержкой. Можно ли потребовать от банка выплаты неустойки и штрафа?
Ответ...
  • Сдал по гарантии планшет в магазин, где приобретал, он перестал включаться. Через некоторое время получил отказ, по причине вскрытия или повреждения в следствии падения, хотя я точно знаю, что такого не было. Как поступить в данной ситуации?
Ответ...




Информация о Движении Новости Пленарный доклад


Пленарный доклад

Объединения потребителей России на конференции

«Защита прав потребителей как фактор развития гражданского общества»


ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕМ В РОССИИ?


Только объединенная сила самих потребителей сможет обеспечить достойный уровень жизни в  нашей стране и сделает это эффективнее любого органа власти. Такова точка зрения Объединения потребителей России, самой массовой общественной организации, защищающей потребительские интересы россиян.

Вот и все стало окончательно ясно: потребитель – просто жертва для наших предпринимателей. Кризис это доказал. Прошедшим жарким летом предприниматели хорошо погрели руки на наших проблемах. Аномальная погода разогрела и аппетиты доморощенных бизнесменов, которые явили свою «деловую хватку», запредельно подняв цены на вентиляторы, кондиционеры, туристские маршруты, гостиницы, пансионаты и т.д. Демонстрация такой предприимчивости произошла после того, как Правительство страны всеми способами старалась поддержать наш, так называемый малый и средний бизнес, в период кризиса. При этом стоит сказать, что в тот момент, когда регионы задыхались от дыма и пожаров, практически никто из бизнес сообщества по своей инициативе не отозвался на общенациональное бедствие, ни одно объединение предпринимателей не протянуло руку помощи своим согражданам. Дождались приглашения Медведева. Но тут же начался новый приступ предпринимательской алчности – стремительный рост цен на продукты питания. Вот уж действительно – кому война, а кому – мать родна. В период кризиса еще раз стало видно, что в нашем бизнесе нет патриотического компонента и нравственной ноты, отсутствует и понимание морального долга перед обществом. Почему еще раз? Стоит вспомнить, что схожие ситуации уже случались – рост цен на бензин, лекарства, банкротство авиакомпаний. И каждый раз Президент страны или Председатель Правительства России пытались усовестить бизнес, призвать его к социальной ответственности. Но в то же время бизнес требует к себе сочувствия и преференций, раздувает миф о тяжких и непосильных условиях своей деятельности. При этом как-то не принято говорить, что именно наши бизнесмены в течение длительного времени вскармливали и насыщали коррупционную среду, предпочитая «решать» вопросы за деньги, а не действовать в рамках правового поля. Теперь бизнес пожинает плоды своих усилий. Но в такой ситуации все равно кто-то должен платить. И платит за все – потребитель. Потребитель не просто оплачивает административную ренту, коррупционную мзду, профессиональную несостоятельность предпринимателей, он еще и остается самым бесправным и беззащитным участником на потребительском рынке.
Кто же поможет потребителю?
 Руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко считает, что в России сформирована и действует национальная система защиты прав потребителей, под которой «принято понимать совокупность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, полномочия которых в рассматриваемой области специально оговорены в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей». Составляющие систему элементы осуществляют весь комплекс работ по формированию и реализации национальной политики в сфере защиты прав потребителей на национальном, региональном и муниципальном уровнях». К сожалению, практика показывает, что настоящая система не сложилась, а ее отдельные элементы не эффективны. Здесь стоит напомнить, что в свое время при проведении административной реформы функции по контролю в сфере защиты прав потребителей были переданы из антимонопольного ведомства в Роспотребнадзор, который был создан на базе Санэпиднадзора, а предыдущий опыт был утрачен. Как фактически утрачен и муниципальный уровень защиты потребителей. Сначала законодателем были сужены полномочия органов местно самоуправления в статье 44 закона «О защите прав потребителей», а затем обязанности защиты прав потребителей не были включены в вопросы местного значения в законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Таким образом, из трех ветвей защиты интересов потребителей – федеральные органы контроля, органы местного самоуправления и общественные объединения – две последние влияют на ситуацию достаточно условно. Общественные организации потребителей не играют значительной роли в национальном масштабе, не оказывают никакого практического влияния на социальные и тем более экономические процессы в России. При этом саму национальную систему защиты прав потребителей необходимо понимать значительно шире. В нее, если говорить схематично, входят также - потребительские законодательство и экспертиза, судебная защита с массивом наработанной судебной практики, исполнительное производство, адвокатское сообщество. И как раз эти элементы являются цепочкой слабых звеньев. В частности, наш «основной закон» - «О защите прав потребителей» давно отстал от реалий жизни и нуждается не в каких-то поправках, которыми он уже буквально залатан, и которые вносят уже внутренние противоречия, а в том, чтобы подготовить новый современный закон не только о защите, а больше о правах потребителей. Стоит напомнить, что потребительским правом, как специальной комплексной правовой отраслью, из юристов - ученых практически никто не занимается. Из зоны потребительского законодательства всеми правдами и неправдами лоббисты по поручению заинтересованных бизнес-структур стараются вывести целые сферы потребительских интересов – страхование, жилищно-коммунальные и финансовые услуги. Надо признать, что им это удается делать.
Ситуация с ростом цен на продовольствие накладывается на общую негативную картину с защитой прав потребителей. Точнее сказать, с незащищенностью потребителей. Сегодня потребитель остался один на один со своими проблемами и неконтролируемыми никем предпринимателями. Проблемы потребительского рынка стали резко усугубляться в течение последнего года, когда предприниматели были практически полностью освобождены от контроля и надзора со стороны государства. Как и ожидалось, большинство из них восприняли такое положение, как возможность бесцеремонно торговать не просто с нарушениями, а откровенно обманывать потребителя, не соблюдая никакие его права. На потребительском рынке сейчас сложилась нелепая ситуация, когда органы местной власти лишены возможности влиять на происходящие потребительские процессы, у них просто нет таких законных прав. Таких же прав лишена милиция и другие контрольно-надзорные органы. Роспотребнадзор – единственный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функцию по контролю и надзору на потребительском рынке, но и он жестко связан графиками плановых проверок и необходимостью согласовывать любые свои проверочные мероприятия с прокуратурой, а также перегруженный жалобами потребителей, уже полностью контролировать ситуацию. В результате проблемы потребителей увеличиваются лавинообразно. Сформировалась устойчивая группа потребительских рисков, угрожающих безопасности граждан – продукты питания, транспортные, туристские и медицинские услуги. Также существуют целые потребительские области, где закон в прямом смысле просто не писан, и нас – потребителей никто юридически защитить не может –потребительское кредитование, коммунальные услуги, Интернет - торговля, медицина, долевое строительство жилья, контрафактная и фальсифицированная продукция, Интернет – провайдеры и услуги связи. Целые сферы оказания услуг из формально бесплатных переведены в категорию возмездных: те же медицинские услуги, школы, детские сады, оформление различных справок и документов, предоставляемых чиновниками и так далее. Положение удручающее – из нас просто выкачивают деньги.
Нарушение прав потребителей происходит повсеместно. Чаще мы стараемся уже «не замечать» и не связываться с теми, кто нас обидел, оскорбил, обманул, обворовал. Претензии обычно в досудебном порядке предприниматели не удовлетворяют. Восстанавливать же свои потребительские права в суде становится все более проблематично, процесс этот длительный, нервный и большинству нормальных людей непонятный. Мало кто захочет «глотать пыль» в судебных залах, оплачивая услуги юристов и адвокатов, которые потом суд обычно не компенсирует. Дело дошло до того, что и в области оказания потребителям юридических услуг появились фирмы, которые, говоря простым языком, «разводят» граждан, обращающихся к ним за помощью - рекламируя свои услуги, как бесплатные, а затем обманом получают весьма значительные суммы. Выходит, что судиться становится себе дороже. Да и исполнять судебное решение, вынесенное в пользу потребителя, никто спешить не будет, не так сложно его исполнение и вовсе  проигнорировать - для этого нужно только сменить название фирмы. Вот и получается, что для потребителя не срабатывает даже пресловутая поговорка: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Потребитель беззащитен.
Ко всем этим проблемам добавился еще одна – нам начали откровенно хамить продавцы, кассиры, товароведы, администраторы и другие представители торговых организаций. Как-то вдруг была сброшена эта маска доброжелательности с лица нашей дикой торговли. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно спросить – а кто работает в магазинах, павильонах и палатках? От куда и как попадают продавцы за прилавок и в торговые залы? Правильно, большинство это люди приезжие. Наверное, многие из них хотели бы устроиться где-то в банках, крупных компаниях, фирменных магазинах. Но так получается, что, по крайней мере, на первом карьерном этапе их туда не зовут, поэтому выбор пути у них не такой большой, а самый оптимальный шаг – в сетевую торговлю, или, в крайнем случае, в ларек. Может быть, их кто-то при этом учит работать, общению с покупателями, правилам торговли и основам потребительского законодательства? Конечно, нет. Их учат другому – как противостоять потребителю, его требованиям, претензиям и вопросам. Как часто мы теперь слышим от продавцов, что – «все вопросы к хозяину» или «жалуйтесь, куда хотите». Сегодня, если посмотреть в любом сетевом продовольственном магазине книгу жалоб, то она состоит практически полностью из претензий. В ней зафиксированы все «ноу-хау» современного обмана потребителя: лишние пробивки товара на кассе, разница цены на ценнике в зале и при оплате на кассе и так далее. Только вот по существу на эти «крики души» покупателей никто опять же не реагирует. Отчасти, объяснение, почему так происходит, содержится в размере административно-коррупционной ренты, которую оплачивают владельцы органам власти. Дальше все расходы перекладывается на потребителя. Цена хамства автоматически заложена в цене на товар, индульгенция чиновников тоже – за все платит потребитель, и кошельком, нервами и унижением, когда ему грубят при обслуживании.
Нанимать «дешевый» и бесправный персонал всем уже понравилось, а тут еще и кризис заставляет экономить. Поэтому низкий уровень сервиса в ближайшее время нам обеспечен, а вместе с ним и нарушения потребительских прав. И никто даже не будет создавать видимости приличия, в лучшем случае, объяснят отсутствие трудовой морали (есть такое забытое понятие, когда человек должен работать добросовестно) надуманными причинами – кризисами, засухами, пожарами. Чаще же нам никто и ничего объяснять не будет. Нам будут продолжать хамить и обманывать. И будет это продолжаться до тех пор, пока мы сами – потребители – не возьмемся в самом обычном человеческом понимании – за воспитание людей из сферы торговли. Конечно, объективно, что предприятия торговли заполняются гражданами не только из различных областей России, но из стран СНГ. Этот процесс закономерен и он будет продолжаться. Но при этом, тот, кто хочет торговать в нашем районе, городе, кто приезжает к нам работать, должен соблюдать законодательство, правила, а также устои и принципы обычной жизни, существующие в месте его нового пребывания. Каждый, кто решил жить и работать в нашей стране, должен уважать уже живущих здесь граждан и соблюдать российские законы, а не только волю своего «хозяина». Проблема нас – потребителей – в равнодушии и безучастии к тому, что происходит непосредственно вокруг нас, то, что касается нас самих, наших детей. Поэтому также, как в сферу торговли вернулись хамство и обман, нам – гражданам необходимо вернуться к защите своих потребительских прав в рядах общественных организаций. Нужно открыть в каждом городе и районе местные отделения Объединения потребителей России, став общественными уполномоченными по защите прав потребителей, общественными контролерами и инспекторами (закон «О защите прав потребителей» позволяет это делать). Но также нам также нужно привлечь в качестве своих союзников органы местного самоуправления (как раз здесь и пройдет проверку их желание помогать людям своего района и города), объединить наши усилия в защите граждан от произвола предпринимателей. Напомню, что все тот же закон «О защите прав потребителей» дает, пусть и небольшие возможности органам местного самоуправления по защите прав потребителей, в частности, - обращаться в суды и извещать федеральные органы исполнительной власти о некачественных и опасных товарах и услугах. К сожалению, мне не известны случаи, когда этим правом органы местного самоуправления воспользовались. Самое же плохое, что сможем сейчас продемонстрировать – наше безразличие к происходящему, не заметить, что с нами не считаются - проявить свое равнодушие, думая, что меня лично это не касается. Нет, касается – каждого. По одиночке нас победят, но вместе мы – сила!

 

А.Е. Корягин
Председатель  Объединения потребителей России

город Чита, 26 октября 2010 года