Главная Законодательство о правах потребителей Школа потребителя Вопросы и ответы Контакты
Информация о Движении
Потребителю
 
Библиотека потребителя
Вопрос-ответ
  • Банк вернул вклад с месячной задержкой. Можно ли потребовать от банка выплаты неустойки и штрафа?
Ответ...
  • Сдал по гарантии планшет в магазин, где приобретал, он перестал включаться. Через некоторое время получил отказ, по причине вскрытия или повреждения в следствии падения, хотя я точно знаю, что такого не было. Как поступить в данной ситуации?
Ответ...




Информация о Движении Новости 28-01-2022

28-01-2022

Россия и КНР - перспективы для потребителей




Виктория Черняева – руководитель Комитета Объединения потребителей России по международному сотрудничеству, эксперт по КНР представляет обзор тенденций российско-китайских отношений в сфере потребительского рынка в контексте событий прошлого года.

70 лет дипломатическим и партнерским отношениям


В 2019 году, в последний «допандемийный» год, отмечалось семидесятилетие дипломатических отношений России и Китая, когда был декларирован особый характер партнерства двух стран. Укрепление предметного сотрудничества коснулось сферы науки и технологий, экологии, энергетики, а так же продовольственной безопасности. К 2022 году товарооборот между двумя странами побил «допандемийный» рекорд и по итогам 2021 года превысил 140 млрд. долларов.

С продвижением строительства « Пояса и пути » постепенно возникло сотрудничество между Китаем и Россией в области экологически чистых продуктов питания, а «вкусный бизнес» становится новой горячей точкой для китайско-российского сотрудничества.

Постепенно, накапливаемый опыт производства товаров того или иного сегмента, в сочетании с высокотехнологичной базой, сырьем и логистикой вывело китайскую продукцию на новый качественный уровень. Кроме этого, потребительские товары из Китая отличаются тем, что они устраивают различные группы населения с разным уровнем доходов. «Китай уже является крупнейшей страной в мире по торговле товарами, и ожидается, что Китай станет одной из стран с самым быстрым ростом размера потребительского рынка в будущем», — сказал Лю Хуацинь, директор Евразийского Научно-исследовательского Института международной торговли и экономического сотрудничества Министерства коммерции КНР.

«Мои любимые русские товары»


Успехом у китайских потребителей пользуются российская сельскохозяйственная продукция, которая в Китае относится к экологичной категории. В «русском городе» Харбине наши сладости, колбаса, мука, хлеб, крупы, и даже квас давно являются привычными и очень популярными.

«Мои любимые русские товары» - онлайн-опрос, запущенный Посольством Китая в России, где лидеры опроса: российское мороженое, молочные продукты и кондитерские изделия. На Китайской международной выставке импортных товаров (CIIE) транслировалась сессия доставки в прямом эфире, где российские конфеты и мороженое были рапроданы в течение 3-х секунд! По данным Министерства торговли Китая, объем торговли сельскохозяйственной продукцией между двумя странами в 2020 году достиг рекордного уровня – 5,55 млрд.долларов.

В Посольстве России в Китае на «Российской конференции по продвижению экологически чистых продуктов питания» российской организацией, приехавшей на эту рекламную встречу, была Российская ассоциация производителей экологически чистых продуктов питания, которая была основана 15 российскими компаниями и производила около 1000 наименований (инф.из агентства Xinhua).

Оптимальное соотношение цены и качества


В КНР производится практически вся продукция, которую только можно представить. Кроме техники и оборудования, следующие категории товаров в рейтинге популярности среди российских потребителей – одежда, обувь, далее – мебель, фурнитура. Качество продукции повышается год от года, производители открывают миру новые бренды,  используя новейшие технологии. Что касается одежды, то пошив полностью всех коллекций Китаю доверяют многие мировые бренды:  Zara, Zarina, Beefree и т.д. Дизайн практикуется с помощью IT-технологий, которые опережают в развитии многие страны Европы.

На сегодняшний день большая часть популярных китайских брендов (от мелких товаров до цифровой техники) имеют собственные фирменные точки продаж в российских торговых центрах. При этом распространился культ потребителя и адаптация под российского потребителя, а промышленность сосредоточилась на качестве.

На первом месте самых популярных товаров из Китая для российского потребителя – техника, по некоторым оценкам около 90% всей бытовой техники в мире производится в г. Шэньчжень. Практический пример – главный китайский маркетплейс AliExpress, где смартфоны из Китая оказались в лидерах во всемирный день шоппинга 11 ноября. Китайская компания стремится улучшить условия для россиян, инвестируя в логистику и IT-технологии. По данным исследований, более 40% покупателей из России – молодежь, которая приобретает цифровую технику через мобильное приложение маркетплейса.

Сервис становится понятнее для российской аудитории благодаря совместному предприятию (между российской и китайской стороной с контрольной долей российского участия, более подробнее в следующем разделе) «АлиЭкспресс Россия». Теперь вернуть товар можно бесплатно и без объяснения причин, за некоторые товары покупатель платит меньше, а некоторую часть товара «площадка» доставляет вообще бесплатно. Кроме этого, все обращения обрабатываются на русском языке.

На сегодняшний день можно констатировать, что китайские автомобили и спецтехника, которые стали появляться в России с 2000-х годов, становятся всё более востребованными среди россиян. Спрос растет за счёт технологичности, комплектации, оптимального соотношения цены и качества. Китайский автопром вышел на новый уровень и за последние 5 лет достиг показателей, к которым другие марки стремятся 20 лет (инф. «Forbes»).Так в России растет количество заводов и дилерских центров китайской автомобилей и спецтехники. Успешным примером является завод корпорации Great Wall в Тульской области.

«Стремление к ведению равноправности»


Трансграничная логистика между Россией и Китаем совершенствуется, а уровень упрощения таможенного оформления постоянно повышается. К 2024 году страны планируют выйти на уровень взаимного товарооборота в 200 млрд. долларов, включая проекты в сфере промышленности, технологий и сельского хозяйства. Как результат, повышается внимание к сфере интересов потребителей - качественную переориентацию потребительского поведения.

Развитие совместных рынков различных продовольственных товаров включает взаимодействие общественных объединений по защите прав потребителей России и Китая для согласования механизмов по защите интересов потребителей. Существует, например, передовая мировая система отслеживания продукции, когда потребители могут сканировать код защиты от подделки на упаковке продукта с помощью своих мобильных телефонов, а также проверять национальное регистрационное удостоверение, сертификат происхождения. Для пищевой продукции – фитосанитарный сертификат и таможенная декларация на товары. Совместными усилиями китайской и российской стороны подобная система была согласована между компаниями по производству сибирской чаги в Иркутской области для ознакомления с системой качества и методом происхождения целебного сырья.

Сегодня можно уверенно говорить, что инфраструктура поддержки двустороннего сотрудничества создана как на политическом, так и на экономическом уровне. По итогам 24-й регулярной встречи глав правительств Минэкономразвития РФ и министерство коммерции КНР подписали совместное заявление о разработке дорожной карты по высококачественному развитию российско-китайской торговли товарами и услугами к 2024 году.

Совместная дорожная карта позволит сблизиться производителям, представителям российского и китайского бизнеса. Что касается сферы интересов потребителей, это поспособствует укреплению диалога между общественными потребительским организациям двух стран, что выведет торгово-экономическое сотрудничество на новый качественный уровень.

«Это [КНР] наш главный стратегический партнер, можно без всяких преувеличений сказать, - отметил Президент России Владимир Путин. - С обеих сторон наблюдается стремление к ведению равноправности при решении проблем».