|
|
|
|
Алексей Корягин,
председатель Объединения потребителей России
Бахчевые - как исполнить рекомендации Роспотребнадзора?
Куда только не лезет Роспотребнадзор со своими рекомендациями – в шубы, в бороды, в ногти, в клубнику, в жаркую погоду, в школьную форму, в американскую чуму и так без остановки, не понимая, чем, на самом деле, ведомство занимается и для чего пишутся эти ведомственные рекомендации.
Дело в том, что в большинстве случаев с позиции защиты интересов потребителей эти роспотребовские рекомендации просто не выполнимы для обычного человека.
Я неоднократно предлагал многим чиновникам пройтись по московским торговым точкам и проверить на практике – как исполняется потребительское законодательство. Делал так в свою бытность только Геннадий Григорьевич Онищенко.
Другим такие эксперименты не интересны, официальные ведомственные проверки куда выгоднее во всех смыслах.
В этой связи вопрос к руководителю Роспотребнадзора Анне Поповой - не пробовала она сама когда-нибудь применить рекомендации своего же ведомства в жизни? Так, просто пройтись по улице, зайти на рынок, ярмарку выходного дня и, скажем, потребовать товарно-сопроводительную документацию на продукцию якобы «от фермера»? Или на любом рынке поинтересоваться – почему нет ценников на овощи и фрукты?
Вот, еще один свежий пример, таких «простых правил», которыми очень трудно воспользоваться – Рекомендации Роспотребнадзора по выбору арбузов и дынь (опубликованы на сайте Службы 1 августа 2017 г., и в целом, без иронии, полезная для обывателя информация).
В невозможности воспользоваться этими рекомендациями я уже убедился лично, побывав на нескольких точках торговли арбузами и дынями в Москве с распечатанными рекомендация. Это может повторить любой чиновник.
Цитирую из рекомендаций Роспотребнадзора о бахчевых.
«На санкционированном месте реализации бахчевых культур в наличии должен быть полный пакет сопроводительных документов, подтверждающий качество и безопасность бахчевых культур (сертификат или декларация о соответствии, удостоверение о качестве, выданное организацией, вырастившей арбузы); у продавца должна быть на рабочем месте личная медицинская книжка, информация о юридическом лице, реализующем арбузы, вывеска с указанием времени работы, весы».
Комментирую. У продавцов бахчевых нет ни то, что «полного пакета сопроводительных документов», о качестве, вообще нет никаких документов от организаций, вырастивших арбуз. и быть не может, так как вся продукция идет через посредников, перехватывается на подъезде в Москву и продается нам по завышенным ценам. (Кстати, практически, все овощи и фрукты на ярмарках выходного дня с «Фуд-Сити», а не выращены на фермерских огородах или региональными производителями, поэтому цены на таких ярмарках весьма высокие; тех же товарно-сопроводительных документов нет никаких).
И вот я – покупатель – спрашиваю о таких документах, меня просто не понимают, или вежливо улыбаются и шутят в ответ, или почти также вежливо посылают подальше с моим вопросом и рекомендациями Роспотребнадзора вместе.
Читаем дальше.
«По правилам место торговли должно быть огорожено и находиться под навесом, арбузы должны быть накрыты тентом, должны храниться на специальных стеллажах, а не на земле навалом, в конце рабочего дня их должны убирать с улицы. Вырезать кусочек на пробу или разрезать арбуз на части строго запрещено - в месте разреза очень быстро размножаются вредные микроорганизмы».
Это вот особенно интересно – «вырезать кусочек на пробу … строго запрещено», а далее в этих же коммендациях о мякоти арбуза сказано следующее - «консистенция мякоти плодов сочная, нежная, без ослизнений, сладкая на вкус». Как тогда ощутить сладость мякоти понять трудно, возможно уже дома; но при этом Роспотребнадзор не дает советов о том, как вернуть или обменять невкусный и незрелый арбуз или дыню.
И в этом контексте вопрос к Роспотребнадзору – куда обращаться потребителю, если не сможет воспользоваться рекомендациями Роспотребнадзора по выбору арбузов и дынь, по причине того, что продавцы тех же бахчевых плевать хотели на все правила торговли и эти же самые рекомендации Роспотребнадзора? Как потребитель в таком случае может воспользоваться своими правами на информацию и безопасность при приобретении товара?
Скажу при этом, что вместе с продавцами плюют на права потребителей и администраторы рынков, сотрудники отделов потребительского рынка управ и префектур, муниципальные депутаты, говоря, что такие вопросы не входят в их компетенцию.
И вот же еще что – ведь, и в сам Роспотребнадзор потребитель сразу и непосредственно не может обратиться с такой проблемой, так как по новым изменениям в законодательстве (над которыми поработал и сам Роспотребнадзор) покупатель, если его права нарушены, должен обратиться к продавцу этих бахчевых. То есть покупатель должен написать жалобу продавцу бахчевых? Который не имеет ни документов, ни имени, ни представлений о правах потребителей?
Так как мне – потребителю – выполнить рекомендации ведомства Анны Поповой – если я не могу получить от продавца «полный пакет сопроводительных документов, подтверждающий качество и безопасность бахчевых культур (сертификат или декларация о соответствии, удостоверение о качестве, выданное организацией, вырастившей арбузы)», и если у продавца на рабочем месте нет личной медицинской книжки, информация о юридическом лице, реализующем арбузы, вывески с указанием времени работы?
Как обычно этот же вопрос мы направим в виде официально запроса в Роспотребнадзор.
И так, как я сказал, что в целом такая информация небезынтересна для нас – потребителей, то с рекомендациями Роспотребнадзора можно ознакомиться на сайте ведомства.
|
|
|
|