Главная Законодательство о правах потребителей Школа потребителя Вопросы и ответы Контакты
Информация о Движении
Потребителю
 
Библиотека потребителя
Вопрос-ответ
  • Банк вернул вклад с месячной задержкой. Можно ли потребовать от банка выплаты неустойки и штрафа?
Ответ...
  • Сдал по гарантии планшет в магазин, где приобретал, он перестал включаться. Через некоторое время получил отказ, по причине вскрытия или повреждения в следствии падения, хотя я точно знаю, что такого не было. Как поступить в данной ситуации?
Ответ...




Потребителю Актуальные публикации Вопрос Роспотребнадзору № 8


Алексей Корягин,
председатель Объединения потребителей России

















КАКИМ ОБРАЗОМ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧАСТВОВАЛИ В ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА?


Как известно на прошедшей неделе была принята Стратегия государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей до 2030 года (далее – Стратегия). Само появление такой Стратегии, оформленной в виде государственного документа стратегического характера, – событие для всех нас – потребителей, значимое.

Общественное потребительское движение в нашей стране на протяжении многих лет поднимало этот вопрос и выступало за принятие такого концептуального документа (названия предлагались различные, но суть не менялась). Теперь Стратегия принята, и уже только фактом своего наличия, выводит защиту прав потребителей на новый уровень.

Вместе с реализацией всего перечня поручений Президента России, данных по итогам заседания Президиума Госсовета РФ, состоявшегося 18 апреля с.г., Стратегия и мероприятия по ее реализации, безусловно, повысят общий уровень защищенности потребителей и степень государственных гарантий в этой области.

Словом, Стратегия сама по себе – это уже хорошо. Каким же получился этот документ – разговор отдельный (вопросы к его содержанию у многих уже возникли). Сейчас же только один из них принципиальный – к Роспотребнадзору, как «создателю» Стратегии. Именно Роспотребнадзор, как сказано в сообщении на сайте этого ведомства от 5 августа, и подготовил настоящую Стратегию во исполнение поручения Президента России.

Вопрос Роспотребнадзору вынесен в заголовок настоящего поста, его можно сформулировать несколько иначе и конкретнее – ПОЧЕМУ НЕ БЫЛО ШИРОКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБСУЖДЕНИЯ СТРАТЕГИИ И ПОЧЕМУ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В НЕМ НЕ УЧАСТВОВАЛИ?

Роспотребнадзор может возразить – общественности это не касается, так как принимали Стратегию именно государственной политики, дело это – государственное, а поручение Президент давал Правительству, далее – Роспотребнадзору. И общественность здесь не при делах. Такая отрешенность от общественников мне знакома. Но, на самом же деле, общественные организации имеют к обсуждению Стратегии прямое отношение.

Начнут с того, что сам принцип, по которому организована Национальная система защиты прав потребителей, подразумевает равноправное участие общественных организаций потребителей (наравне, в том числе с Роспотребнадзором) в защите интересов потребителей и реализации потребительской политики.

Как известно, в нашей стране защита прав и интересов потребителей осуществляется именно через Национальную систему защиты прав потребителей, под которой «принято понимать совокупность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, полномочия которых в рассматриваемой области специально оговорены в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей». И в соответствии со смыслом этих полномочий, общественные организации вправе принимать участие в подготовке таких стратегических документов.

Далее - проект Стратегии не был размещен в открытом доступе для общественного ознакомления и обсуждения. Но почему так сделать надо было обязательно?

Исходя из общих положений Стратегии, она является документом стратегического планирования: «Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации"…».

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» проекты документов стратегического планирования выносятся на общественное обсуждение с учетом требований законодательства Российской Федерации.

Замечания и предложения, поступившие в ходе общественного обсуждения проекта документа стратегического планирования, должны были быть рассмотрены федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку документа стратегического планирования, то есть Роспотребнадзором.

Проект Стратегии в целях обеспечения открытости и доступности информации о ее основных положениях должен был быть размещен на официальном сайте Роспотребнадзора, а также на общедоступном информационном ресурсе стратегического планирования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

На сайте regulation.gov.ru, где размещаются проекты всех нормативных и ведомственных актов для общественного обсуждения, проект Стратегии размещен не был (ни по общему поиску, ни среди проектов, обсуждение которых закрыто).

На сайте Роспотребнадзора в разделе «Документы» при вводе запроса «Стратегия» результатов тоже нет. При вводе аналогичного запроса в строке поиска на главной странице сайта ведомства проекта Стратегии также не найдено.
 

Вывод – на широкое общественное обсуждение проект Стратегии не выносился. В чем здесь причина?

В этой связи надо вернуться в недалекое прошлое и напомнить, что проект аналогичного документа уже почти три года тлел в недрах Роспотребнадзора и имел несколько вариантов. И все три года общественники жестко критиковали проекты Стратегии, подготовленные Роспотребнадзором, призывая к широкому ее обсуждению в связи с социальной значимостью, включая общественные слушания. В частности, такие рекомендации были даны Роспотребнадзору по итогам проведения еще 2 июня 2015 года в Совете Федерации «круглого стола» на тему «Об актуальных аспектах защиты прав потребителей в Российской Федерации», но были проигнорированы ведомством. То есть фактически Роспотребнадзор кулуарно и задолго еще до названного Перечня поручений Президента России, подписанного 25 мая 2017 года, готовил Стратегию. Очевидно, что критика общественников Роспотребнадзору очень не нравилась. Сейчас же, воспользовавшись установленными сроками исполнения поручения Президента (которые, минимум – согласовывались с руководителем Службы А. Ю. Поповой), Роспотребнадзор решил провести проект Стратегии без дальнейшего широкого общественного обсуждения, что и было сделано.

Лично я считаю, что устанавливая такие сроки для принятия Стратегии, Роспотребнадзор ввел Президента в некое заблуждение. Для такого мнения есть один весомый аргумент – позиция самого Президента России Владимира Путина, высказанная им в Президентском Послании: «ключевые государственные решения, стратегические планы должны проходить гражданское, так называемое "нулевое", чтение с участием НКО, других институтов гражданского общества». Отмечу - это высказывание Президента тоже из документа стратегического характера – ежегодного Послания к Федеральному Собранию – и оно не было принято во внимание Роспотребнадзором при подготовке Стратегии.

Какие – кроме общественных потребительских организаций – в данном случае институты гражданского общества могли включиться в обсуждение Стратегии? Конечно, Общественная палата России и общественные палаты в субъектах Российской Федерации, Общероссийский Народный Фронт, Всероссийский Совет местного самоуправления и другие, то есть те общественные структуры, которые сопричастны к решению вопросов защиты прав и интересов потребителей на различных уровнях.

Но их мнение Роспотребнадзор, видимо, не интересует.

Тем самым было еще раз продемонстрировано настоящее отношение этого ведомства к общественникам.

Итог - Роспотребнадзору местами не писаны ни принципы взаимодействия с обществом, ни закон, ни мнение Президента России. И что тогда говорить о мнении самих потребителей?

Но прислушиваться к общественному мнению и давать ответы Роспотребнадзору все равно придется. Очередной официальный запрос для этого направляется его руководителю А.Ю. Поповой с вопросом - каким образом общественные организации участвовали в подготовке и обсуждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей до 2030 года, разработанной Роспотребнадзором в соответствии с поручением Президента России?