|
|
|
|
Объединение потребителей России предлагает вернуть муниципальный уровень защиты потребителей |
|
27-02-2014
Объединение потребителей России направило свои предложения в рабочую группы Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по исполнению поручения Президента РФ по совершенствованию системы организации местного самоуправления.
В обращении председателя Движения Алексея Корягина в частности сказано следующее.
В Послании Федеральному Собранию 2013 года Президент России Владимир Путин отметил проблемы в системе местного самоуправления, которые напрямую связаны с обеспечением защищенности потребителей на муниципальном уровне. В частности, Владимир Путин указал на фактическое отсутствие у местной власти полномочий в сфере образования, здравоохранения, социальных услуг, а также на невозможность граждан «принимать участие в управлении своим посёлком или городом, в решении повседневных вопросов, которые на самом деле определяют качество жизни», что делает потребителей практически беззащитными на этом уровне.
Объединение потребителей России – самая массовая общественная потребительская организация – направляет на рассмотрение рабочей группы Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» свои предложения, касающиеся реформирования местного самоуправления в части расширения полномочий в области защиты потребительских прав граждан, а также по формированию дополнительных источников финансирования такой деятельности.
Предложения Объединения потребителей России сводятся к следующему.
I. Заложенные в законодательстве РФ уровни муниципальной и общественной защиты прав потребителей не действуют, в первую очередь, по причине отсутствия корреспондирующих норм.
Действующая редакция Закона РФ «О защите прав потребителей» (ст. 44), наделяя органы местного самоуправления полномочиями по защите прав потребителей, возлагает на них право:
- рассматривать жалобы потребителей, поступающие, в том числе, через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг;
- консультировать потребителей по вопросам защиты прав потребителей;
- обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей);
- извещать федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), о фактах выявления по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды.
Одновременно, пункт 2 статьи 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» наделяет общественные объединения потребителей правом направлять в органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей, выявленных ими в ходе проведения общественного контроля, для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению таких нарушений.
Упомянутые статьи закона не работают - осуществлять указанные действия местные власти не имеют реальной возможности по нескольким причинам:
1) Закон «О защите прав потребителей» не наделяет органы местного самоуправления правом проверить информацию о фактах нарушений прав потребителей, поступившую от общественных объединений потребителей - статья 44 упомянутого Закона ограничивает их обязанности только рассмотрением жалоб, поступивших от граждан-потребителей;
2) Закон «О защите прав потребителей» не наделяет органы местного самоуправления правом извещать надзорные органы о любых фактах нарушения прав потребителей, поступивших от граждан-потребителей, - статья 44 упомянутого Закона наделяет их правом извещать:
- во-первых, только федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг);
- во-вторых, только о товарах (работах, услугах) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды;
- в-третьих, выявленных только по жалобе потребителя;
3) Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» наделяет органы местного самоуправления правом проведения муниципального контроля только по вопросам местного значения, но вопросы защиты прав потребителей федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не относит к вопросам местного значения муниципальных поселений, районов и городских округов.
Все это приводит к тому, что органы местного самоуправления, особенно в городах федерального значения, не рассматривают жалобы на нарушения прав потребителей, а в лучшем случае только сообщают заявителям - гражданам и общественным объединениям потребителей о необходимости обращения в надзорный орган, обосновывая это отсутствием полномочий, права самостоятельно осуществлять проверочные мероприятия, соответствующего финансирования. Таким образом, защита прав потребителей на муниципальном уровне и во взаимодействии с общественными организациями потребителей практически не осуществляется.
Объединение потребителей России предлагает расширить полномочия органов местного самоуправления и отнести вопросы защиты прав потребителей к вопросам местного значения, предоставить органам местного самоуправления полномочия по проведению самостоятельных проверочных мероприятий (муниципального контроля) в сфере потребительского рынка. Предоставить им право на проведение проверок в случае получения от потребителя (группы потребителей, общественных объединений потребителей) информации (заявления) о нарушениях потребительского законодательства с правом последующего обращения в орган государственного надзора по результатам этих проверок, а также в другие контрольно-надзорные органы и судебные инстанции.
II. Заложенный в законодательстве РФ уровень муниципальной защиты прав потребителей не действует также по причине того, что расходы на него не предусмотрены в бюджете.
Предлагаем законодательно закрепить право органов местного самоуправления при формировании бюджетных расходов планировать средства на защиту потребительских интересов граждан.
Дополнительный источник финансирования деятельности органов местного самоуправления предлагаем формировать, в том числе, за счет перераспределения сумм штрафов, взыскиваемых с недобросовестных предпринимателей – ответчиков по делам о защите прав потребителей в случае нарушения ими законодательства.
В соответствии с действующими нормами Закона РФ «О защите прав потребителей», в случае если в суд в защиту потребителей обращаются представители органов местного самоуправления, то в их пользу взыскивается пятьдесят процентов от определенной судом суммы штрафа, а оставшиеся пятьдесят процентов - в пользу потребителя, интересы которого защищались в суде. (Для справки: общая сумма штрафа, взыскиваемая с ответчика за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, составляет пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя).
Считаем необходимость изменить такой порядок взыскания штрафа. Предлагается в случаях, когда в защиту прав потребителя обращаются представители органов местного самоуправления, всю сумму штрафа, определенного судом, взыскивать в пользу органа местного самоуправления, который смог восстановить нарушенные потребительские права гражданина. Такой порядок может стать хорошим стимулом для работы местных властей в направлении защиты потребителей, поможет формированию муниципальных бюджетов.
|
|
|
|