Главная Законодательство о правах потребителей Школа потребителя Вопросы и ответы Контакты
Информация о Движении
Потребителю
 
Библиотека потребителя
Вопрос-ответ
  • Банк вернул вклад с месячной задержкой. Можно ли потребовать от банка выплаты неустойки и штрафа?
Ответ...
  • Сдал по гарантии планшет в магазин, где приобретал, он перестал включаться. Через некоторое время получил отказ, по причине вскрытия или повреждения в следствии падения, хотя я точно знаю, что такого не было. Как поступить в данной ситуации?
Ответ...




Информация о Движении Председатель Движения Потребителя почти не видно


27-01-2019


























Алексей Корягин, председатель Объединения потребителей России


В Москве защиту прав потребителей сдали без боя.
Региональной политики и системы защиты прав потребителей в Москве просто не существует - в Департаменте не нашли о ней достоверных данных.


Опросы, проводимые ежегодно ОПР, говорят о том, что жители столицы, как потребители почти всегда находятся в ожидании, что их так или иначе обманут – в магазине, рынке, при начислении коммунальных платежей, в банке, при оплате различных услуг – сотовой связи, медицинских, образовательных и т.д.. Действительно москвичи живут под постоянной угрозой нарушения их потребительских прав, что особенно чувствительно при росте цен, инфляции, снижении уровня доходов.

Одновременно большинство из жителей столицы, согласно данным мониторинга ОПР, считают, что бороться за потребительские права практически бесполезно, а восстановить их – вернуть утерянное – практически невозможно.

Удручающие выводы.

В конечном счете, такая гнетущая атмосфера потребительской несправедливости и безысходности негативно влияет на благополучие каждого из нас и общества в целом.

Почему сложилась такая обстановка, когда житель столицы, как потребитель постоянно чувствует себя потенциальной жертвой в сфере торговли и услуг?

Ответ в том, что в Москве нет своей региональной политики в области защиты прав потребителей и системы защиты прав потребителей. Еще при Лужкове так сложилось, что защиту прав потребителей посчитали лишней среди направлений деятельности в Москве, как в рамках социально-экономического развития столицы, так и в контексте общественно-политической жизни гражданского социума. К сожалению, такая тенденция – не заниматься вопросами защиты прав потребителей, как фактором благополучия людей – продолжается и сегодня. Именно эту тенденцию я и собираюсь в Москве затормозить и ликвидировать.

Напомню, что у нас в стране официально существует Национальная система защиты прав потребителей, которая – если кратко – объединяет Роспотребнадзор, органы исполнительно власти в субъектах, органы местного самоуправления и общественные объединения потребителей.

Такая система – целостный механизм, его полезность для потребителей зависит от слаженных и взаимодополняющих действий всех ее элементов на всех уровнях.

Можно сказать, что запустил в действие Национальную систему защиты прав потребителей – Геннадий Григорьевич Онищенко, чей вклад в дело защиты интересов потребителей явно остается недооцененным.

Повторю, такая система должна работать и на региональном уровне, то есть в каждом субъекте РФ, на это были, в том числе, направлены Поручения Президента России по итогам заседания Президиума Госсовета по вопросу развития Национальной системы защиты прав потребителей (2017 год).

Но в Москве такой системы не существует и, похоже, никто ее создавать не собирается. Говорю об этом, основываясь на двух пунктах – игнорированием ряда Поручений Президента, о которых сказано выше, со стороны московской власти (например, в Москве нет ни Совета при Мэре по вопросам защиты прав потребителей, ни региональной программы по защите прав потребителей); и – на личном заключении - торговля в Москве развивается, защита прав потребителей исчезает. Проиллюстрирую работу элементов системы на примере нарушений прав потребителей в московском магазине «Пятерочка» на ул. Расковой, 14, где мы – ОПР – сейчас пытаемся добиться соблюдения потребительского законодательства и правил торговли (о нарушениях в этом магазине я уже писал на ФБ и на ОСОКЕ).

Обращаемся в «муниципалитет» района Беговой. Органы местного самоуправления (Глава, Совет депутатов, администрация), куда поступают обращения, по закону имеют право рассматривать жалобы потребителей, обращаться в их защиту в суды, проводить муниципальный контроль и т.д., но все обращения по потребительским вопросам быстро переправляются в Роспотребнадзор. Этот уровень в плане защиты прав потребителей в Москве вообще не работает.

Далее – исполнительная власть, обращаемся в районную Управу или Префектуру, последствия те же – максимальный результат – перенаправление обращений в Роспотребнадзор. Вывод аналогичный – никакой пользы для защиты прав потребителей.

Естественно, что если написать Мэру Москвы или в Департамент торговли и услуг Правительства Москвы, то обращение будет вновь перенаправлено в Роспотребнадзор.

Итак, все пути ведут в Роспотребнадзор. Что делают сотрудники Роспотребнадзора? В основном решают вопросы технически, пытаются выбраться из-под завала жалоб (в год их в московское управление поступает более 50 тысяч!), немного их разобрать, ликвидировать наиболее острые проблемы. Сделать это – будем объективны – не так просто. Постоянно возрастающий объем работы, низкие зарплаты, большая текучесть кадров, новые юридические вопросы в разных секторах сферы потребительских отношений, наезды предпринимателей, внимание со стороны прокуратуры, отчетность - атмосфера в ведомстве нервная.

В итоге – Роспотребнадзор – один, его сотрудникам трудно справиться со всеми обращениями граждан, рассмотреть их по существу, помочь в каждом случае. Как правило, заявитель получает из Роспотребнадзора отписку о том, что его обращение рассмотрено, но неплановую проверку провести нельзя, так как нет угрозы здоровью и жизни и т.п.

Об общественных объединениях потребителей – в Москве они крайне слабы, юристов в них мало из-за невысоких зарплат, в судах работать сложно – потребительские иски, как правило, «копеечные», дела суд рассматривает долго, решения исполнить почти невозможно.

Общественникам давно не оказывается ни какого содействия со стороны государства. После ухода из Роспотребнадзора Геннадия Онищенко, общественных защитников потребителей практически никто не поддерживает ни на местном уровне, ни в масштабах страны, а в укреплении потребительского движения в Москве никто на деле (и даже – на словах) – не заинтересован. Москва – черная дыра в сфере защиты прав потребителей.

Конечно, остаются еще разные юристы и адвокаты, среди которых все еще встречаются очень опытные и честные профессионалы. Но в большинстве своем они сами опасны для потребителей, так как их цель одна – получить деньги за свои юридические услуги, не отвечая за их качество. Потребитель получается обманутым дважды, сначала – бизнесом, потом – лжеюристами.

Какие «побочные» проблемы мы имеем в Москве, как последствие отсутствия защиты прав потребителей? - помимо роста общего количества нарушений потребительских прав москвичей, отравлений детей школьным питанием, наличием продовольственного фальсификата в торговых сетях и т.д..

Назову основные негативные социальные моменты, под каждым из них – подпишусь, готов – как я говорю постоянно - вместе с любым чиновником и лично Мэром пройти по перечисленным ниже зонам торговли и показать десятки нарушений законодательств (никто, правда, пока не захотел). Главное же экономическое последствие – миллионы налогов, неполученных в бюджет столицы. Итак.

В Москве нет социальной торговли – качественных товары по доступным ценам для людей со средним достатком. Такую миссию по замыслу Мэра должны были выполнять ярмарки выходного дня. Не получилось. Цены на ярмарках высокие, продукция в основном с оптовых рынков, документов, подтверждающих качество – обычно нет, нарушения прав потребителей и правил торговли постоянно.
Московские продовольственные и сельскохозяйственные рынки – анклавы беззакония и нарушений прав потребителей. Об этих торговых объектах даже бессмысленно говорить, как о местах цивилизованной торговли. Но их еще можно вытерпеть, а вот неофициальные рынки – новые «черкизоны», как говориться, - кому это выгодно? Напомню и о рынках типа «Торговый центр «Садовод», где реализуются значительные объемы фальсифицированной и контрафактной продукции, в том числе товаров для детей и новорожденных.

Но дела еще хуже – по всей Москве появились магазины под вывеской «Смешные цены» и их количество постоянно увеличивается, в которых продается только фальсификат одежды, обуви и т.д..

Кроме этого контрафактом забиты все киоски в подуличных переходах – здесь свои режимы беззакония устанавливает ГБУ «Гормост», а теперь к подземной торговле со своими нарушителями присоединился и Московский метрополитен.

Где в столице борьба с незаконным оборотом промышленной продукции?

Далее еще о малом и среднем бизнесе, который практически никогда и не задумывается о правах потребителей.

Торговля во всех несетевых стационарных магазинах (как правило, они небольшие и размещены в жилых домах) Москвы осуществляется с грубейшими нарушениями российского законодательства. Повторю – во всех магазинах!

Не смотря на рейдовые проверки московского Роспотребнадзора, продолжают с многочисленными нарушениями и без разрешений работать точки продажи шаурмы.

Добавим в эту картину сомнительную продукцию предпринимателей – производителей, бесконтрольно поступающую не только в небольшие, но и в сетевые магазины. Если бы покупатель побывал хотя бы один раз на каком-либо цеховом производстве, скажем, кондитерских изделий, то он еще бы очень долго (или – никогда) не стал бы покупать всякие «вкусняшки».

И еще – самое главное. В сфере потребительского рынка – торговля и услуги – за последние годы в основном из числа мигрантов из стран Средней Азии сформировался свой «рабочий класс», который безжалостно эксплуатируется работодателем, люди работают буквально в полурабских условиях, их учат и заставляют обманывать покупателей, постоянно штрафуют по надуманным предлогам, проявляют к ним неуважение по национальным признакам, то есть фактически провоцируют рост межнациональной напряженности.

Москва продолжает очеркизониваться, превращается в рынок некачественной и контрафактной продукции, теряет культуру торговли, а потребительский рынок уже подготовил почву для негативных межнациональных отношений.

В столице – самом густонаселенном мегаполисе страны нет единого «центра», координирующего московскую политику в области защиты прав потребителей.

Но последним «аргументом», который меня действительно впечатлил (что бывает все реже, так как много некомпетентности и глупости уже видели) и одновременно утвердил мое намерение действовать более активно в столице, стал ответ из Департамента торговли и услуг города Москвы на письмо председателя Центрального совета ОПР, члена Совета Федерации Вячеслава Тимченко.

Обращение Вячеслава Тимченко было запросом данных для формирования нашего Рейтинга субъектов РФ по уровню защищенности потребителей органами государственной власти. Информация запрашивалась простая, не требующая дополнительной обработки данных, опросов и т.п.

Рейтинг ОПР по итогам 2016 – 2017 годов готовится уже в пятый раз, его объективность ни у кого не вызывала сомнений, о нем положительно высказывался и Геннадий Онищенко. На наши запросы из всех субъектов всегда поступали заполненные анкеты, не вызывающие ни у кого каких-либо сложностей в оформлении.

И вот через пять месяцев (!) мы получили ответ из Москвы, в котором сказано буквально: «По результатам проработки (!) данного вопроса с заинтересованными органами исполнительной власти, предоставление достоверной и полной (!) информации (данных) согласно представленной анкете не представляется возможным».

Все – точка! Последняя точка! Так расписаться в полном ведомственном бессилии и служебном пофигизме (нет другого слова), мог только чиновник, которому абсолютно нет никакого дела до вопросов защиты прав потребителей.

За столицу Державы обидно!

Что сейчас можно сделать в этой связи?

Считаю, что поднимать вопрос организации системной и эффективной защиты прав потребителей в Москве необходимо на уровне Мэра. Поэтому позицию ОПР в связи с низким уровнем потребительской безопасности в столице и свои предложения по кардинальному улучшению ситуации в области защиты прав потребителей мы направим Сергею Семеновичу Собянину в ближайшее время.