Главная Законодательство о правах потребителей Школа потребителя Вопросы и ответы Контакты
Информация о Движении
Потребителю
 
Библиотека потребителя
Вопрос-ответ
  • Банк вернул вклад с месячной задержкой. Можно ли потребовать от банка выплаты неустойки и штрафа?
Ответ...
  • Сдал по гарантии планшет в магазин, где приобретал, он перестал включаться. Через некоторое время получил отказ, по причине вскрытия или повреждения в следствии падения, хотя я точно знаю, что такого не было. Как поступить в данной ситуации?
Ответ...




Информация о Движении Председатель Движения 25-летию Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» посвящается

Алексей Корягин: Заметки на полях закона «О защите прав потребителей»








7 февраля этого года исполняется 25 лет принятия Закона «О защите прав потребителей». О том, какой это замечательный закон, какую роль он сыграл и т.д. расскажут и напишут в эти дни многие чиновники, юристы, журналисты и даже законодатели.

Ниже размещенные размышления, тоже приуроченные к этой дате, – но более общий взгляд на вопросы защиты прав потребителей в нашей стране.

Что же касается самого Закона «О защите прав потребителя» и даты, когда он был принят, то у Объединения потребителей России давно сформировалось следующее предложение, повторяемое нами на различных уровнях постоянно – установить 7 февраля в нашей стране официальный памятный День защиты прав потребителей в Российской Федерации. Более подробно об этой инициативе я написал в своей статье, опубликованной на сайте АИП «ОСОКА». Поэтому будем считать, что это наша главная общественная инициатива, чтобы «увековечить» величие Закона «О защите прав потребителей», и, надеюсь, она рано или поздно будет воплощена. А пока мы зафиксировали данную инициативу за ОПР, чтобы никто потом не присвоил ее авторство (как это, например, наблюдалось с нашей другой инициативой – организации института Уполномоченного по правам потребителей). Нам, конечно, не жалко, но просто ради точности.

Сейчас же речь о более общем взгляде на ситуацию с защитой прав потребителей и наш «основной» потребительский закон. 

Безусловно, что защита прав потребителей реализуется в русле главной задачи государства – «сбережения людей, умножения человеческого капитала как главного богатства России»,  как  ее характеризует Владимир Путин. Поэтому защита прав потребителей – ключевая составляющая всей государственной социальной политики, направленной на создание «условий, обеспечивающих достойную жизнь» граждан.  

В Российской Федерации в определенной мере, но все-таки формируется и реализуется национальная политика защиты прав потребителей, основу которой и заложил, принятый двадцать пять лет назад Закон РФ «О защите прав потребителей».

По определению ОПР, национальная политика защиты прав потребителей включает в себя государственную, политическую и общественную деятельность, а также мероприятия органов местного самоуправления, направляемые на повышение общего уровня потребительской безопасности и качества жизни, защиту прав и интересов всех потребителей.

В народном же понимании, защита прав потребителей – это обеспечение безопасности и благополучия людей в самом широком смысле, повышение уровня и качества нашей жизни, защита и восстановление нарушенных прав в самых обычных жизненных, часто бытовых, ситуациях. 

С точки зрения Объединения потребителей России, защиту прав и интересов потребителей необходимо рассматривать в широком плане. Она должна включать в себя не только правовую и консультативную помощь гражданам, деятельность надзорных органов, судебную защиту, но просвещение и информирование граждан, создание условий для реализации их потребительских прав, их восстановления в случае нарушения, законотворческую деятельности, осуществляются и иные формы.
                                     

Но вместе с тем, защита прав потребителей должна становиться одним из главных механизмом стимулирования предпринимателей к выпуску конкурентной продукции и оказания качественных услуг. Но при этом очевидно, что потребители, выступая участниками рыночных отношений, находятся в заведомо уязвимом положении, что требует их  дополнительной системной защиты, в том числе и в государственных интересах.

Как известно, государственная (национальная) политика защиты прав потребителей в нашей стране реализуется через Национальную систему защиты прав потребителей.

В России под Национальной системой защиты прав потребителей, как писал Геннадий Онищенко, будучи главой Роспотребнадзора, «принято понимать совокупность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, полномочия которых в рассматриваемой области специально оговорены в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей». Составляющие систему элементы осуществляют весь комплекс работ по формированию и реализации национальной политики в сфере защиты прав потребителей на национальном, региональном и муниципальных уровнях». 
  

Здесь важен тезис о том, что реальная защита интересов потребителей на территории Российской Федерации может быть обеспечена только при комплексном и системном подходе, в основе которого лежит взаимодействие всех элементов Национальной системы защиты прав потребителей - в лице органов государственной власти, местного самоуправления и общественных объединений потребителей.
К сожалению, система комплексного обеспечения национальной потребительской безопасности  как эффективный механизм пока в полной мере не сложилась. А некоторые ее части, такие как муниципальный уровень и общественные объединения потребителей - слабо задействованы. Не проработаны и механизмы взаимодействия региональных органов исполнительной власти, местного самоуправления, Роспотребнадзора, общественных объединений потребителей, несмотря на то, что эффективность защиты прав потребителей зависит от того, насколько слаженной будет работа всех участников национальной системы защиты потребителей.
  

Например, Закон «О защите прав потребителей» в статье 45 предусматривает право общественных объединений осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей, по результатам которого информировать орган государственного надзора и органы местного самоуправления о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей. Однако действующее законодательство не наделяет орган государственного надзора и органы местного самоуправления обязанностью надлежащим образом «реагировать» на подобную информацию, проводить проверки, иные мероприятия.
 

Очевиден и пробел в контрольных полномочиях органов местного самоуправления в сфере защиты потребителей. Поэтому, по мнению ОПР, целесообразно рассмотреть вопрос возврата на местный уровень обязанности по защите прав потребителей, расширив также возможности для осуществления муниципального контроля в сфере потребительского рынка и взаимодействия в этой сфере органов местной власти и общественных организаций потребителей.

Равнозначным, наравне с другими, звеном в Национальной системе защиты прав потребителей являются общественные организации, самые близкие не только к людям, но и к местному самоуправлению. За двадцать пять лет, прошедшие после принятия Закона «О защите прав потребителей», общественные объединения (организации) потребителей – стали по-настоящему действенной правозащитной силой, как отдельных граждан, так и интересов потребителей в целом. Но потенциал таких общественных организаций для решения потребительских проблем сегодня недостаточно используется на всех уровнях – местном, региональном, федеральном.

Общественные объединения потребителей кроме просвещения, информирования потребителей, оказания им правовой помощи должны более эффективно осуществлять и функцию общественного контроля. Система общественного контроля в сфере интересов потребителей (в рамках статьи 45 Закона «О защите прав потребителей») в условиях реформирования государственного и муниципального контроля приобретает новое значение. Именно общественный контроль может выполнять функцию эффективной профилактики нарушений прав потребителей.

Одновременно одним из механизмов общественного контроля призваны стать обновленные Общественные советы при органах исполнительной власти. Сформированные на новых принципах такие Общественные советы, в том числе при территориальных органах Роспотребнадзора, рассматриваются, как дополнительный элемент в национальной системе защиты потребителей, увеличивающий возможности защиты прав потребителей.

В принципе, Национальная система защиты прав потребителей уже вышла за границы, очерченные Законом РФ «О защите прав потребителей».
 
Данную систему уже нужно рассматривать как совокупность действий, направленных на защиту потребителей со стороны всех государственных и общественных институтов, функции которых так или иначе связаны с защитой прав и интересов потребителей (в том числе, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, прокурорского надзора, системы исполнительного производства, экспертных организаций, адвокатуры, и др.). Безусловно, что система не может находиться в статичном состоянии, а будет дополняться новыми структурными элементами. 

Фактически, речь идет о новом взгляде на Национальную систему защиты прав потребителей в Российской Федерации. 

В этой связи одной из приоритетных задач становится формирование  законодательной базы, которая бы создавала возможности и условия для повышения качества жизни граждан, степени их потребительской безопасности и уровня гарантий защищенности, включения в Национальную систему защиты прав потребителей новых участников. В первую очередь, речь идет о назревшей необходимости введение института Уполномоченного по правам потребителей при Президенте Российской Федерации.

Очевидно, что потребительское законодательство должно охватывать и целый ряд социально-экономических сфер, которые, хотя и носят безвозмездный характер, но не регулируются потребительским законодательством (безвозмездность оказываемых услуг не должна лишать потребителя специальной защиты). Имеются в виду - в первую очередь - сферы обязательного образования, медицинских услуг, оказываемых в рамках обязательного медицинского страхования, отношения по пенсионному страхованию, оказанию услуг льготным категориям граждан, обеспечению благоприятной окружающей среды.

«Новое» потребительское законодательство должно успевать адекватно реагировать на появление и новых потребительских рисков, угрожающих здоровью и жизни граждан. К таким рискам относятся техногенные угрозы в сфере эксплуатации технических средств и газового оборудования в области жилищно-коммунального хозяйства, транспортных пассажирских перевозок, организация детского отдыха и другие.

Таким образом, всестороннее и глубокое совершенствование потребительского законодательства – назревшая необходимость.

Надо учитывать, что потребительское законодательство будет совершенствоваться с учетом образования евразийского пространства, условия функционирования потребительского рынка Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с потенциалом до четверти миллиарда человек. Соответственно, составляющей частью Национальной системы защиты прав потребителей должны стать механизмы для защиты потребителей и предпринимателей на новом экономическом пространстве – евразийском потребительском рынке.
 
В целом же модернизация Национальной системы защиты прав потребителей и работа над совершенствованием потребительского законодательства должна быть объединена единым концептуальным подходом, закрепленным в государственном стратегическом документе – Стратегии государственной  политики защиты прав потребителей в Российской Федерации.

Таков наш – Объединения потребителей России – общий взгляд на актуальные вопросы защиты потребителей и перспективы совершенствования потребительского законодательства.
 
 читать новости Движения
 читать другие статьи Алексея Корягина