Главная Законодательство о правах потребителей Школа потребителя Вопросы и ответы Контакты
Информация о Движении
Потребителю
 
Библиотека потребителя
Вопрос-ответ
  • Банк вернул вклад с месячной задержкой. Можно ли потребовать от банка выплаты неустойки и штрафа?
Ответ...
  • Сдал по гарантии планшет в магазин, где приобретал, он перестал включаться. Через некоторое время получил отказ, по причине вскрытия или повреждения в следствии падения, хотя я точно знаю, что такого не было. Как поступить в данной ситуации?
Ответ...




Информация о Движении Председатель Движения ПОТРЕБИТЕЛИ - ПРОБУЖДЕНИЕ СИЛЫ

ПОТРЕБИТЕЛИ - ПРОБУЖДЕНИЕ СИЛЫ










27-12-2016

В конце года будет более правильно, не подводить итоги деятельности Объединения потребителей России (а об итогах деятельности ОПР в 2016 году, я кратко уже рассказал), а сделать выводы и, исходя из них, наметить планы на будущий год (более конкретно о таких планах – позже, уже в начале года).

Ведь, итоги – это то, что уже нельзя изменить (и из-за чего уже не стоит беспокоиться, или – тем более - радоваться), а выводы – это то, что нас перезаряжает на новые действия в логике большой цели (если она есть, конечно).

У нашего Движения – Объединения потребителей России - такая большая цель есть, она заключена в нашем девизе – Благополучие для каждого! И это не только защита непосредственно потребительских интересов граждан (не некая узкая покупательская тематика) – в отношениях с продавцами.

В большей степени, это помощь самым обычным, как говорят – простым людям в их рядовых жизненных трудностях, в решении житейских проблем, это - помощь бедным, обездоленным, инвалидам, бездомным, тем, кого унизили чиновники и обворовали коммерсанты-преступники, людям, попавшим в беду из-за чьей-то жестокости и несправедливости или каких-то неудач.

По большому счету – защита прав потребителей – это общественное служение. Общественное служение людям и Родине.

Деятельность участников ОПР – это и защита наших конституционных социальных прав и государственных интересов, так как потребитель – ключевой участник рыночных экономических отношений. В этой связи действия ОПР (например, мероприятия общественного контроля) направлены на борьбу с фальсификатом, контрафактом, коррупцией, и одновременно на продвижение качественной продукции к нашим покупателям.

ОПР – общественный лоббист интересов потребителей и добросовестных предпринимателей.

С этих ракурсов мы и смотрим на нашу общественную деятельность, определяя для нее широкий фронт продвижения с участием самого большого числа активных граждан.

Поэтому ОПР и все его проекты, включая главный из них – «Знак качества» были и остаются плацдармом для деятельности всех, кто хочет участвовать в потребительском движении и другой общественной деятельности. На наших дверях нет бюрократических засовов. Мы ждем новых товарищей и союзников - общественников и политиков, журналистов и чиновников, пенсионеров и студентов, всех, кому не все равно, как мы живем.

Итак, какие выводы в Объединении потребителей России мы сделали по итогам 2016 года?

1. Наше – ОПР - дело правое. Защита прав потребителей как никогда актуальна для людей, когда в непростое время нужно уметь рационально тратить свои средства, приобретать только качественный товар, не попадаться в руки мошенникам, не унижаться за свои же деньги (то есть – налоги) перед чиновниками. Но сейчас никто, кроме общественных организаций защитой прав потребителей серьезно не занимается. Ни правительство, ни законодатели, ни контрольно-надзорные органы, ни политики  «не замечают» защиту прав потребителей, не озабочены обеспечением настоящей потребительской безопасности, не видят в ней ключевую составляющую защиты всех социальных прав граждан. В это время увеличивается количество бедных, падает реальный уровень жизни, растет преступность в сфере потребительского рынка, накапливаются проблемы людей в ключевых «платных» сферах – ЖКХ, медицина, образование, транспорт, на все растут цены и падает качество товаров, рынок наполнен фальсификатом и контрафактом. Все об этом хорошо знают. Органы власти начинают что-то делать только после очередной трагедии, которая уносит новые человеческие жизни.

2. Органы исполнительной власти в субъектах РФ больше формально (в лучшем случае) относятся к вопросам потребительской политики на региональном уровне и создания системы защиты потребителей на своей территории. Такой вывод мы сделали при работе над очередным рейтингом Субъектов РФ по уровню защищенности потребителей

3. Из государственных деятелей вопросам защиты интересов потребителей наибольшее внимание уделяет председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, что видно из ряда ее выступлений на протяжении последних лет, в которых спикер сената к потребительской теме постоянно возвращается. Подтверждением внимания к этой теме со стороны Совета Федерации стало проведение ряда мероприятий, посвященных правам потребителей, наиболее значимым из которых стали парламентские слушания «О совершенствовании законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей», состоявшиеся 8 декабря 2016 года.

4. Защита прав потребителей  не интересует политические партии. Этот вывод - наиболее неожиданный – был сделан осенью этого года в ходе избирательной кампании в Госдуму, после анализа программ всех политических партий, участвующих в думских выборах.
 
Так, ни одна (!) политическая партия, включая «Единую Россию» (даже вместе с бывшим руководителем Роспотребнадора Геннадием Онищенко, который таки стал депутатом ГД), не включила в свои предвыборные программы тематику защиты прав потребителей и потребительской безопасности. Причем, буквально все представители ОПР во время дебатов на праймериз этого года, организованных «Единой Россией», не только транслировали в ходе своих выступлений предложения по реформированию потребительского законодательства, но и направляли их руководству партии. Все предложения остались без внимания и какой-либо реакции.

В результате – в новой Госдуме вопросами потребительского законодательства никто напрямую не занимается, так сказать, «не закреплен» ни один депутат. Причина невнимания всех политиков к теме защиты прав потребителей очевидна – у потребителей нет лоббистов, своих коммерческих групп влияния, проще говоря – за потребителями не стоят деньги. Потребители – это просто люди, а все защищают бизнес. В результате у нас же бизнес делают не для людей, а на людях. В этом и состоит политическая близорукость наших политиков. Впрочем, такого апатичного отношения политиков мы ожидали, и, лично меня, такое отношение радует – не ошиблись (а, значит, верен вывод номер один), и «дальше действовать будем мы».

5. Отсюда следующий вывод - общественные объединения потребителей (такие, как ОПР) должны выражать общественно-политические интересы потребителей, и добиваться реализации таких интересов. То есть, кроме правозащитной функции (через консультации, просвещение, общественный контроль и т.д.), у общественных потребительских организаций должна быть постоянная общественно-политическая функция. Объединения потребителей должны усиливать и доносить мнение самих граждан до органов власти (политиков и т.д.) о том, какой должна быть политика защиты прав потребителей, в частности, – какие законы приниматься, каких чиновников назначать на руководящие посты в Роспотребнадзоре, кого с таких постов «снимать», какие полномочия должны быть у местного самоуправления для защиты интересов потребителей, что именно в данный момент нужно сделать для обеспечения потребительской безопасности.

6. ОПР, сделав такой вывод, стало формировать свою – общественную версию политики защиты прав потребителей. Мы назвали ее – Политика Народного Большинства – ПНБ (так как потребители – это самый большой социум, даже больше, чем налогоплательщики, то есть потребители – это и есть Народное Большинство России).

Такой ПНБ мы придали совершенно конкретное содержание, включив в нее все наиболее народные предложения, о том – как улучшить нашу жизнь, сделать ее более справедливой. Эти конкретные предложения мы получали от самих граждан, местных политиков, из средств массовой информации, из пропущенных депутатами «наказов жителей», - то есть все то, что сами мы – потребители - считаем наиболее полезным реализовать для нашего благополучия. Получился такой (не «закрытый», конечно) блок Политики Народного Большинства из 50 программных тезисов, который каждый желающий может дополнять своими предложениями и использовать по своему усмотрению в своей деятельности (сокращать, добавлять, использовать частично и т.п., вставлять в предвыборные программы, в публикации и т.д.).

В итоге сформировался абсолютно народный корпус инициатив, действительно - Политика Народного Большинства. При этом, мы ушли от различных – измов, типа – консерватизм, социализм, и т.д.. Теперь такую ПНБ мы будем совершенствовать, расширять, так как она не догма, и доводить, как «глас народа» до политиков различными способами, включая прямые обращения.

Именно через такое выражение народного мнения мы видим пробуждение силы потребителей. Мы, как потребители, как независимая общность людей – вне партий, должны сами влиять на национальную потребительскую политику и климат в сфере потребительского рынка, в большей степени, чем любой бизнес должны сами регулировать торгово-потребительские отношения. И для этого у нас – потребителей – должны быть свои общественные лоббисты, стать которыми, через участие в ОПР, могут любые «просвещенные потребители».

7. Но Политику Народного Большинства, как программу действий, должны реализовывать уже новые лидеры, новые эффективные социальные менеджеры, а не эти пресловутые «элиты», и бесполезные чиновники (не все они такие, конечно). Таких новых лидеров – Лидеров общественных действий, специализирующихся на защите прав потребителей, мы уже второй год готовим в нашей Школе муниципального политика (ШМП).
 
Конечно, ШМП это в большей степени лаборатория общественно-политических действий, а не учебное или просветительское заведение. В 2016 году в ШМП мы провели два семестра. Весенний был посвящен Политике Народного Большинства, а осенний – общественной власти.

Вывод по итогам второго года функционирования ШМП – работу будем продолжать, дело полезное.

8. В такой – для нас уже «глухой» политической ситуации - Голос потребителя требует не только трансляции, но и мощного усиления. Сейчас не достаточно только того, чтобы рассказать о том, как нарушаются права потребителей и как их защитить (в этом плане колоссальную просветительскую работу проводят наши коллеги-журналисты из различных СМИ). Сегодня нужно информационной волной «свалить с ног», а точнее – заставить работать всех чиновников, которые отвечают за потребительскую безопасность граждан. Потому что не нужно ждать новых трагедий таких, как этим летом на Сямозере или отравление «Боярышником» в Иркутске. Не нужно ждать новых строчек в «списке жертв бездействия Роспотребнадзора».

Одновременно нужен новый уровень общественного контроля – тотальный общественный контроль в сфере интересов потребителей, осуществляя его во взаимодействии со СМИ и пользователями социальных сетей. Мы имеем абсолютное право на радикальный общественный контроль в целях обеспечения безопасности потребителей, при этом не стоит рассчитывать на какую-то  нашу показную вежливость, когда  гибнут люди. Мы будем дискредитировать всех, кто буквально убивает нас своим бездействием и непрофессионализмом. Вот для этого нам – потребителям – нужна новая информационная политика и новые общественные трансляторы.

В качестве одного такого общественного транслятора мы уже запустили (до января - в тестовом режиме) Агентство информирования потребителей ОСОКА

АИП ОСОКА будет не только публиковать на своем сайте новости и материалы потребительской тематики, но и направлять от своего имени, как от СМИ, такие актуальные материалы - сигналы общественного контроля, в правоохранительные и контрольно-надзорные органы. И здесь каждый сможет стать собственным корреспондентом агентства (конечно, в такую информационную схему включены и социальные сети, через которые нужно будоражить чиновников).

Таким образом, АИП ОСОКА будет не только «голосом», но и «рупором» потребителя для пробуждения общественной силы.

Вот, это и есть наши - ОПР - самые основные выводы – 2016. И если их соединить в цепочку, то она будет такой: дело защиты прав потребителей – дело самих потребителей и их общественных организаций; политиков и чиновников эта тема практически не интересует; основной государственный союзник защитников потребителей на сегодня – Совет Федерации; потребителям нужна своя политика – это Политика Народного Большинства, которую в основном сформулировало ОПР;  общественных деятелей и лоббистов для защиты интересов потребителей нужно готовить (для этого создана ШМП); потребительскую пропаганду и общественный контроль будем усиливать через АИП ОСОКА и социальные сети; и главное – мы будем продолжать нашу миссию общественного служения, защищая потребительские права граждан, как ядро наших социальных конституционных прав.

А база для этого была и есть – это Объединение потребителей России, главный форпост такой деятельности уже на всем евразийском пространстве.

Сегодня, безусловно, я должен выразить слова благодарности всем участникам Объединения потребителей России, руководителям местных и региональных отделений Движения, его комитетов, руководителям подразделений проекта «Знак качества» - за те усилия и действия, которые уже в течение восьми лет жизни нашей организации, предпринимают и демонстрируют мои коллеги, за личную дружбу и товарищескую поддержку, за веру в пользу и значение нашего дела! Низкий поклон вам, друзья!

Поздравляю все участников Движения, всех, кто с нами рядом с наступающим Новым годом! Пусть впереди будет много хороших встреч и больше мгновений, которые захочется остановить и запомнить! Храни всех Бог!