Главная Законодательство о правах потребителей Школа потребителя Вопросы и ответы Контакты
Информация о Движении
Потребителю
 
Библиотека потребителя
Вопрос-ответ
  • Банк вернул вклад с месячной задержкой. Можно ли потребовать от банка выплаты неустойки и штрафа?
Ответ...
  • Сдал по гарантии планшет в магазин, где приобретал, он перестал включаться. Через некоторое время получил отказ, по причине вскрытия или повреждения в следствии падения, хотя я точно знаю, что такого не было. Как поступить в данной ситуации?
Ответ...




Школа потребителя НЕКАЧЕСТВЕННЫЙ ТОВАР ПОДМЕННЫЙ ТОВАР ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ


Как и у кого получить подменный товар на период ремонта или замены




















 
Подменный товар – это товар длительного пользования и предоставляется он только на время гарантийного ремонта или замены некачественного товара, причем если для замены потребуется больше 7 дней
 

Подменный товар – это неофициальный термин. В документах это звучит так: товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами.

 
Для начала, цитаты из Закона «О защите прав потребителей»

  Статья 20. Устранение недостатков товара
В отношении товаров длительного пользования изготовитель, продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет.

  Статья 21. Замена товара ненадлежащего качества
Если для замены товара требуется более семи дней, по требованию потребителя продавец (изготовитель либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) в течение трех дней со дня предъявления требования о замене товара обязан безвозмездно предоставить потребителю во временное пользование на период замены товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив его доставку за свой счет.

 
Формулировка Закона позволяет продавцу не  предлагать вам подменный товар – такая инициатива должна исходить от потребителя и желательно  оформить ее письменно  виде заявления.   
 
В тексте заявления нужно указать следующее:
- Сведения о том, к кому обращаемся – о продавце, например – наименование юридического лица (или ИП). Ф.И.О. руководителя указывать не обязательно.
- Сведения о себе  – фамилия, имя, отчество полностью, контактный телефон, место регистрации.
- Сведения о неисправном товаре – марка, модель.
- Требование покупателя: предоставление подменного товара на время гарантийного ремонта или на время замены товара.
- Перечень прилагаемой документации -  например, акт передачи товара в ремонт.
- Дата, подпись.
Заявление нужно оформить в двух экземплярах. Один экземпляр  - вручаете, второй, с отметкой о принятии,  оставляете себе.
 
ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ:  Как вручить претензию?   

Подменный товар вам должны передать в трехдневный срок.  Срок начинается на следующий день после подачи заявления. Если он будет нарушен, вы вправе потребовать выплаты неустойки за каждый день просрочки в размере одного процента цены товара. Вот тут-то и понадобится ваш экземпляр заявления, в котором будет зафиксирована дата, с которой те самые три дня и отсчитываются.
 
КАКОЙ ТОВАР ДОЛЖНЫ ПЕРЕДАТЬ В КАЧЕСТВЕ ПОДМЕННОГО
 
Во-первых, такой товар не обязан быть новым, это будет товар из подменного фонда, которым до вас еще много кто пользовался.  И будет пользоваться после вас. Помните об этом и не оставляете, например, в смартфоне какие-то конфиденциальные сведения.

Во-вторых, товар, «обладающий основными потребительскими свойствами», как гласит закон -  это не брат близнец вашего товара.  Закон никаких расшифровок на это счет не дает, поэтому часто  возникают споры о том, что подразумевать под этим определением.  Основные потребительские свойства товара перечислены производителем   в технической документации (инструкциях, маркировке и прочей документации прилагаемой к товару). И к таким свойствам цвет корпуса  смартфора или холодильника, например,   не относится. Не имеет значения   производитель и уж, тем более, стоимость товара - мобильный телефон, который вы получите как подменный,  может быть гораздо дешевле переданного вами в ремонт.

Поэтому в заявлении о предоставлении подменного товара  перечисляйте те  функции, которые для вас являются особо важными и основными.
 
Некоторые ответы о том, что же считать   основными потребительскими свойствами телефона,  дает судебная практика.

К примеру, магазин Связной был оштрафован на 10000 рублей за предоставление односимочного телефона на время ремонта двухсимочного.

В другом случае, суд указал, что основными потребительскими свойствами телефона для потребителя являлись наличие функции связи wi-fi, карты памяти, фотокамеры с автофокусом и вспышкой и т.д. Следовательно, продавец обязан был предоставить покупателю на подмену телефон с аналогичными функциями
 
КАКИЕ ТОВАРЫ НЕЛЬЗЯ ПОЛУЧИТЬ В КАЧЕСТВЕ ПОДМЕННЫХ       
 
Существует  Перечень товаров длительного пользования, на которые требование о передаче подменного товара на период замены или ремонта, не распространяется. В него входят:
1. Автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами, прогулочные суда и плавсредства
2. Мебель
3. Электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях (электробритвы, электрофены, электрощипцы для завивки волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла, электрофены-щетки, электробигуди, электрические зубные щетки, электрические машинки для стрижки волос и иные приборы, имеющие соприкосновение со слизистой и кожными покровами)
4. Электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели и другие товары)
5. Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия.
Этот Перечень является закрытым и любые фантазии на тему его расширенного толкования противозаконны.
 
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОДМЕННЫЙ ТОВАР

Подменный товар передают потребителю бесплатно, но если по его вине произойдет поломка или товар получит сколы или царапины, придется отвечать – возмещать причиненный ущерб и убытки.

Поэтому в  момент приема-передачи подменного товара очень внимательно проверьте его комплектность, идентификационные признаки (серийные номера, если есть),  работоспособность, внимательно осмотрите и   внесите в акт приема-передачи  все  видимые (явные) повреждения.   Если нет возможности проверить работоспособность  - в акте сделайте об этом соответствующую запись.

Вернуть подменный  товар следует в обмен на ваш товар  – отремонтированный или замененный.
 
У КОГО ПОЛУЧАТЬ ПОДМЕННЫЙ ТОВАР

По закону «О защите прав потребителей» с требованием отремонтировать или заменить товар, потребитель может обращаться  к изготовителю товара, к продавцу, в уполномоченную организацию (сервисный центр, указанный в гарантийном талоне).

Если требуйте предоставить подменный товар от продавца,  то продавец и обязан удовлетворить это требование. Это подтверждает и обширная судебная практика.

К примеру, магазин принял некачественный ноутбук в ремонт, но считал, что не обязан предоставлять подменный товар, т.к. по факту ремонт проводит авторизованный сервисный центр. Итог судебного разбирательства - штраф 10 тысяч рублей на магазин за непредоставление покупателю подменного ноутбука    

На 10 тысяч рублей был оштрафован магазин Мегафон за непредоставление подменного телефона. Суд указал, что телефон должен был предоставить сам магазин, несмотря на то, что по факту он передал телефон для ремонта в СЦ и сам не устранял недостатки.

Штраф  в размере 10 тысяч рублей и 25 тысяч рублей  заплатил  магазин Связной за непредоставление телефона на время ремонта.

Процесс общения потребителя с изготовителем и продавцом   более или менее ясен. А вот, относительно уполномоченных организаций,  или так называемых сервисных центров,  часто возникают вопросы - обязаны ли они предоставлять подменный товар?

Приведем мнение Роспотребнадзора: приняв аппарат, сервисный центр принял на себя обязанности по ст.20 Закона в полном объеме, отсюда у него и возникла обязанность предоставить подменный аппарат в соответствии с п.2 ст.20 Закона. В данном случае уполномоченность сервисного центра ограничивается исключительно пределами ст.20 Закона, т.е. безвозмездным устранением недостатков (гарантийным ремонтом).
 
ЕСЛИ ОТКАЗЫВАЮТ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПОДМЕННОГО ТОВАРА

Такой отказ зачастую объясняется отсутствием необходимого «подменного» фонда.  Это явное нарушение закона, но способов, которые могли бы быстро заставить обидчика исполнять закон,  не существует.

Чтобы наказать такую организацию, с жалобой на нарушение прав потребителей обращайтесь в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), приложив копию заявления о выдаче подменного товара, указав, что это требование не было выполнено.

Роспотребнадзор – государственный надзорный орган – рассматривать ваше заявление он будет 30 дней, поэтому не нужно надеяться, что он поможет в решении вашей личной проблемы.   Но шанс, что по вашему обращению   недобросовестная организация  будет наказана,  велик.  
 
Статья 14.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП)  за нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров (в том числе -  о предоставлении подменного товара на время ремонта или замены) предусматривает наказание в виде    административного штрафа  на должностных лиц - от 1 до 3 тысяч рублей; на юридических лиц - от 10 до 30 тысяч рублей.

Примеры судебных решений приведены выше.
 
И это еще не все. Потребитель может обратиться в суд и потребовать выплаты неустойки за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере одного процента цены товара.
 
Доказательством в суде послужит  экземпляр вашего заявления с соответствующим требованием, на котором будет зафиксирована дата обращения и документы, подтверждающие факт ремонта или замены товара.    

Пример.
На время ремонта смартфона, стоимостью 25 тысяч рублей, потребитель в момент передачи товара потребовал   предоставить  подменный товар, но ничего не получил.  Смартфон ремонтировали 45 дней.  Потребитель отправился в суд, где потребовал взыскать неустойку 10250 руб.  Суд его требования удовлетворил, т.к. они, ко всему прочему, были подкреплены необходимыми доказательствами:
- заявлением о предоставлении подменного товара с визой продавца о принятии;
- актом приема-передачи товара в ремонт с указанием дат приема и выдачи товара.
 
Как рассчитать неустойку
Взыскивать неустойку следует, начиная с  пятого дня после даты вручения заявления о выдачи подменного товара.

Допустим, заявление о выдаче подменного товара было подано 1 марта. Трехдневный срок начинается со 2 марта (правило течение сроков, установленное в ГК РФ) и заканчивается 4 марта. Т.е. день, с которого рассчитываться неустойка - 5 марта.

Поскольку подменный товар предоставляется на время ремонта, то период взыскания неустойки ограничен датой возврата товара потребителю.

Посчитать количество дней неудовлетворения требования потребителя нужно таким образом: 45 дней (срок ремонта) – 4 дня (срок удовлетворения требования о выдаче подменного товара) = 41 день.

Неустойка рассчитана так:
25000 х 1% х 41 день = 10250 руб.







Защита прав потребителей
Группа Facebook · 2 314 участников
Присоединиться к группе
Группа создана для просвещения и информирования граждан. В группе размещаются новости, связанные со сферой потребительских отношений; статьи о правах ...