Главная Законодательство о правах потребителей Школа потребителя Вопросы и ответы Контакты
Информация о Движении
Потребителю
 
Библиотека потребителя
Вопрос-ответ
  • Банк вернул вклад с месячной задержкой. Можно ли потребовать от банка выплаты неустойки и штрафа?
Ответ...
  • Сдал по гарантии планшет в магазин, где приобретал, он перестал включаться. Через некоторое время получил отказ, по причине вскрытия или повреждения в следствии падения, хотя я точно знаю, что такого не было. Как поступить в данной ситуации?
Ответ...




Добрососедство. Методические рекомендации

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации и работе штабов
проекта «Добрососедство» при осуществлении  общественного контроля за соблюдением управляющими компаниями, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными домами, Стандарта раскрытия информации 

В соответствии с планом-графиком проекта «Добрососедство» в 2011 – 2012 г.г. в городах Московской области планируется открыть 28 подразделений проекта, называемых штабами проекта. Штаб является опорным пунктом проекта в городе и осуществляет оперативное руководство проектом, ведет практическую работу – в первую очередь, обобщает информацию по местных проблемам в сфере ЖКХ и проводит общественный контроль за работой управляющих компаний, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

Основная цель общественного контроля – соблюдение управляющими компаниями Стандарта раскрытия информации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 731.

Возглавляет штаб его руководитель, утверждаемый Советом проекта «Добрососедство».

Штабы проекта, работа в них жителей и добросовестных участников сферы ЖКХ – основа для реализации проекта «Добрососедство».

В одном городе может быть организовано несколько штабов проекта в зависимости от местных проблем, характера нарушений и целесообразности.

 

Общая схема организации штабов проекта

1.1. Формируется инициативная группа из числа заинтересованных жителей города (района, населенного пункта), которые поддерживают задачи проекта и хотят в соответствии с его концепцией принять участие в работе (3 – 5 человек). Участники этой группы становятся членами местного штаба проекта «Добрососедство». Впоследствии, количество непосредственных участников проекта – граждан, естественно, может расширяться в том числе за счет временно привлеченных жителей-волонтеров (добровольных помощников).

1.2. Принимается решение о месте нахождении штаба проекта «Добрососедство», месте проведения совещаний членов штаба и встреч с жителями. Штаб может не иметь обособленного помещения, а его участники могут проводить свои встречи в помещении местного отделения Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», по месту жительства, школе и т.п.

1.3. Инициативная группа самостоятельно определяет перечень наиболее проблемных и требующих оперативного решения вопросов в сфере ЖКХ на местном уровне.

1.4. Инициативная группа, ее представитель направляет письменное обращение (по электронной почте mail@potrebitel-russia.ru или ozppmo@yandex.ru) на имя руководителя проекта «Добрососедство» Пака С.Н. о намерении организовать местный штаб проекта, информацию о руководителе и членах инициативной группы (фамилия, имя отчество), контактный телефон руководителя (адрес электронной почты).

1.5. После утверждения Советом проекта «Добрососедство» кандидатуры руководителя местного штаба проекта, ему и членам штаба выдаются соответствующее удостоверения единого образца, которые представитель штаба должен будет самостоятельно забрать по адресу: Москва, Кутузовский проспект, 39, офис 318.

 

Общая схема работы штабов проекта и порядок их взаимодействия с экспертно-правовым бюро проекта

2.1. Члены штаба должны пройти обучение методике работы в рамках проекта, изучить порядок организации и проведения общественного контроля управляющих компаний на предмет соблюдения ими законодательства о раскрытии информации, получить методический материал.
Обучение  проходит в Москве по адресу: Кутузовский проспект, 39, офис 318, или в городе, где создан штаб. Занятия проводит руководитель проекта Пак Сидор Николаевич, представитель  Совета проекта или экспертно-правового бюро проекта.

2.2. После обучения члены штаба и другие участники проекта из числа жителей-волонтеров (добровольных помощников) начинают проводить общественный контроль деятельности управляющих компаний по самостоятельно определенному плану.

При проведении проверок важно знать и помнить следующее:

     Партия «Единая Россия» от своего имени не имеет права проводить общественный контроль деятельности управляющих компаний.  В соответствии с законодательством право на проведение общественного контроля предоставлено только общественным организациям потребителей.
     В соответствии со ст. 45, 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей вправе, в том числе:  
     -  осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов,
      -   предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца) в отношении неопределенного круга потребителей;
     - вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих реализацию товаров, услуг не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
     Порядок и   условия   проведения   общественного контроля объединениями потребителей действующим   законодательством   не   регламентирован. В силу ст. 15 ФЗ РФ «Об общественных объединениях» объединения потребителей  свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности, в том числе деятельности, касающейся проведения общественного контроля за соблюдением прав потребителей.
     На мероприятия по общественному контролю, которые проводятся  объединениями потребителей, не распространяется  Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

     В рамках проекта «Добрососедство» общественный контроль проводится от имени официального партнера проекта «Добрососедство» – Объединения потребителей России.
     Объединение потребителей России  не является государственным контрольно-надзорным органом, поэтому управляющие компании не вправе требовать от проверяющих документ, подтверждающий согласие Прокуратуры на проведение общественного контроля. Любые возражения со стороны управляющих компаний на проведение таких мероприятий, являются  незаконными и необоснованными.
     Участники мероприятий по общественному контролю обязаны представлять и действовать, прежде всего, как представители Объединения потребителей России. Члены штабов проекта, иные представители Партии «Единая Россия» могут присутствовать при проведении мероприятий по общественному контролю, их данные в обязательном порядке должны быть внесены в бланк общественного контроля.

2.3.  Члены штабов должны соблюдать утвержденный порядок подготовки и проведения общественного контроля управляющих компаний, четко заполнять бланк общественного мониторинга, установленной формы.

2.4. Бланк общественного мониторинга в течение 3 дней после окончания мероприятия должен быть передан в экспертно-правовое бюро проекта «Добрососедство».

2.5.   Экспертно-правовое бюро проводит правовой анализ результатов общественного контроля управляющих компаний, при необходимости осуществляет дополнительный мониторинг интернет-сайта управляющей компании на предмет соблюдения законодательства. При наличии фактов, подтверждающих наличие  нарушений действующего законодательства, экспертно-правовое бюро готовит требования об их устранении, которое передается членам штаба проекта для вручения представителю управляющей компании. Требование вручается представителю управляющей компании под роспись о получении (на втором экземпляре требования).

2.6. Члены штабов должны контролировать процесс устранения управляющей компанией нарушений, выявленных в ходе проведения общественного контроля. После окончания срока, отведенного для устранения нарушений, члены штаба должны провести повторные мероприятия по общественному контролю управляющей компании, результаты которой так же зафиксировать документально в соответствующем бланке.

2.7.  Члены штабов самостоятельно изучают, анализируют местные проблемы в сфере ЖКХ, возникающих как у жителей, так и у управляющих компаний. Обобщенную информацию по мере необходимости передают руководителю проекта и/или в экспертно-правовое бюро проекта для принятия совместных решений о дальнейших действиях.

2.8.  В зависимости от характера проблем, возникающих у добросовестных управляющих компаний (подрядных организаций), экспертно-правовое бюро предлагает возможные пути их разрешения (оказание юридической помощи, защита от коррупционного и административного давления, рейдеровских угроз, мошеннических действий и т.п.). 

2.9.  В зависимости от характера нарушений,  выявленных членами штабов как в ходе проверок, так и самостоятельно, экспертно-правовое бюро принимает решение о  дальнейших действия, которые целесообразно предпринять в отношении управляющей компании:

• провести повторные мероприятия по общественному контролю управляющей компании с привлечением контрольно-надзорных органов и представителей органов местного самоуправления;
• обратиться в органы местной и региональной власти с заявлением по факту нарушений;
• обратиться в контрольно-надзорные органы с жалобой на управляющую компанию;
• обратиться в суд с иском в защиту неопределенного круга потребителей в отношении управляющей компании с требованием об устранении выявленных нарушений.

Таким образом, главный инструмент работы в рамках проекта «Добрососедство»  - это общественный контроль, т.е. последовательность правовых действий, направленных на выявление и устранение нарушений прав и интересов жителей. Члены штабов должны регулярно и по возможности оперативно информировать жителей своего населенного пункта, органы власти о деятельности штаба проекта, о результатах общественного  контроля управляющих организаций, иных мероприятиях и акциях. Информацию необходимо доводить до жителей через средства массовой информации, интернет – сайты, собрания, митинги, распространением печатной информации (листовок и т.п.).

Другая не менее важная задача проекта – правовое просвещение, юридическая помощь добросовестным управляющим компаниям и подрядным организациям, защита их от коррупционного и административного давления, а также рейдеровских угроз и мошеннических действий со стороны преступников.

Цель проекта «Добрососедство» - освободить рынок услуг ЖКХ от коррупционного балласта и сделать жизнь наших граждан комфортной, а работу управляющих компаний профессиональной.
Основой проекта «Добрососедство» и гарантией его результативности является организация и эффективная работа местных штабов проекта.

Дополнительную информацию и консультации по вопросу организации и открытия штабов проекта «Добрососедство», проведения мероприятий по общественному контролю управляющих компаний можно получить у  руководителя проекта Сидора Николаевича Пака. 

Контактные телефоны: (495) 510 50 32, (499) 249 21 51

Электронная почта: pak@potrebitel-russia.ru

 

На главную страницу проекта "Добрососедство"