Главная Законодательство о правах потребителей Школа потребителя Вопросы и ответы Контакты
Информация о Движении
Потребителю
 
Библиотека потребителя
Вопрос-ответ
  • Банк вернул вклад с месячной задержкой. Можно ли потребовать от банка выплаты неустойки и штрафа?
Ответ...
  • Сдал по гарантии планшет в магазин, где приобретал, он перестал включаться. Через некоторое время получил отказ, по причине вскрытия или повреждения в следствии падения, хотя я точно знаю, что такого не было. Как поступить в данной ситуации?
Ответ...




Школа потребителя ДОСУДЕБНАЯ ПРЕТЕНЗИЯ Зачем писать претензию?




ЗАЧЕМ ПИСАТЬ ПРЕТЕНЗИЮ?



 

 

Досудебная письменная претензия, как правило,  не является обязательной с точки зрения положений Закона «О защите прав потребителей» - потребитель вправе сразу обращаться в суд. Но мы советуем ее вручать - и вот почему.

Прежде всего, это попытка  урегулировать проблемы мирным путем. При наличии письменной претензии, высоки шансы разрешить дело миром, потому что  Законом «О защите прав потребителей» предусмотрена ответственность  за отказ в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя - за такой отказ суд взыскивает с ответчика штраф в пользу потребителя.

ЕЩЕ ЧИТАЙТЕ: 
Как писать претензию 
Как вручить претензию продавцу

А если стороны не придут к досудебному соглашению, претензия поможет при  судебном разбирательстве – вы сможете потребовать  взыскания с ответчика неустойки, убытков, штрафа. При  отсутствии письменной претензии финансово наказать продавца будет невозможно.


Мы не призываем потребителей таким образом повышать свое материальное благосостояние.

Мы против любых проявлений потребительского экстремизма! 

Простой пример. Товар купили за 10 000 руб.  В течение срока гарантии в нем обнаружились недостатки. Потребитель устно потребовал вернуть деньги, но получил отказ. Покупатель обратился в суд и выиграл дело, но по решению суда вернул только сумму, которую заплатил за товар – 10 000 руб.

А при наличии досудебной претензии, суд по требованию потребителя присудил бы еще и неустойку (1 % от стоимости товара за каждый день задержки возврата денежных средств), моральный вред, а так же штраф -  50 % от  суммы, присужденной в пользу потребителя (за отказ добровольно разрешить дело в досудебном порядке).

Теперь то же, но с цифрами.  После поломки, которая случилась в течение срока гарантии, потребитель обратился к продавцу с письменной претензией, в которой потребовал вернуть деньги. Закон устанавливает срок для возврата денег – 10 дней.

По иску потребителя суд принял такое решение:

Во-первых

Вернуть оплаченную за товар сумму – 10 000 руб.

Во-вторых

Взыскать неустойку за нарушение срока возврата денег (1 % от стоимости товара за каждый день задержки возврата денежных средств).

На момент вынесения судебного решения этот срок составлял, допустим, 100 дней.

Расчет неустойки простой: 10 000 руб. х 1 % х 100 дней = 10 000 руб.

В-третьих

Взыскать компенсацию морального вреда.

Суд, как правило, взыскивает моральный вред в незначительном размере. Пусть в нашем случае это будет 1 000 руб.

В-четвертых

Взыскать с продавца штраф -  50 % от суммы, присужденной в пользу потребителя. 

В нашем примере размер штрафа составляет (10 000 + 10 000 + 1 000)  х 50 % = 10 500 руб.

Итак, если бы потребитель написал и правильно вручил досудебную претензию, то мог бы получить 31 500 руб.

СПРАВОЧНО

В ряде случаев досудебный порядок предъявления претензий -  обязательное условие. Например, в спорах, которые возникли из договора перевозки пассажира, багажа и груза, из договора реализации туристического продукта, договора предоставления услуг связи и ряда других.