Главная Законодательство о правах потребителей Школа потребителя Вопросы и ответы Контакты
Информация о Движении
Потребителю
 
Библиотека потребителя
Вопрос-ответ
  • Банк вернул вклад с месячной задержкой. Можно ли потребовать от банка выплаты неустойки и штрафа?
Ответ...
  • Сдал по гарантии планшет в магазин, где приобретал, он перестал включаться. Через некоторое время получил отказ, по причине вскрытия или повреждения в следствии падения, хотя я точно знаю, что такого не было. Как поступить в данной ситуации?
Ответ...




Информация о Движении Председатель Движения март 2010

 

ВЗАМЕН УТРАЧЕННЫХ ИЛЛЮЗИЙ 
Миф о защищенности потребителей
газета "Торгово-промышленные ведомости", № 5 (429), март 2010

15 марта – Всемирный день прав потребителей. Официально этот день на международном уровне отмечается с 1983 года.
Символическим же поводом стало 15 марта 1962 года, когда президент США Джон Ф. Кеннеди в своем специальном послании Конгрессу США сформулировал основные права потребителей  – на безопасность, информацию, выбор и право быть услышанным. Кеннеди в простой и доступной форме донес до конгрессменов (и, как оказалось, для истории) суть проблемы, сказав: «Потребители – это все мы. Это крупнейший экономический слой, который воздействует на любое  частное или государственное экономическое решение. Но это единственный голос, который зачастую не слышан».
В нашей стране потребительское движение официально существует двадцать один год, эту дату, как и место зарождения, можно закрепить с исторической точностью. В сентябре 1988 года был учрежден Ленинградский клуб потребителей, который стал первой правозащитной организации  ей граждан как потребителей.
Корни же защиты интересов потребительского рынка в России уходят, безусловно, гораздо глубже. Например, еще в Киевской Руси во времена Ярослава Мудрого, его сыновей и внука Владимира Всеволодовича Мономаха, то есть еще в XI-XII  веках формировались и закреплялись правила торгового быта, а значит, в определенной мере регулировались «потребительские отношения» у наших предков. О таких отношениях свидетельствует знаменитая Русская Правда.
Интересен и столетний юбилей созданного с одобрения Николая II в июне 1909 года комитета по борьбе с фальсификацией пищевых продуктов. О деятельности фальсификаторов рассказывала в то время и «Торгово-промышленная газета». Таким образом, наша история также имеет значимые свидетельства защиты прав потребителей.
Каковы возможности взаимодействия российских торгово-промышленных палат и общественных организаций потребителей? Своими мыслями об этом делится Алексей КОРЯГИН, председатель Объединения потребителей России, член комитета по развитию потребительского рынка ТПП РФ.

К сожалению, долгое время нам, потребителям, различные чиновники, некоторые законодатели и «общественные деятели» навязывали мнение, что потребитель в нашей стране, в первую очередь в силу наличия закона «О защите прав потребителей», надежно защищен. В подтверждение этой иллюзии приводились цифры какой-то статистики, свидетельствующие о якобы многочисленных потребительских спорах, разрешенных в пользу граждан в досудебном порядке или удачно выигранных в судах. Создав впечатление защищенности, «иллюзионисты» оторвались от реальных потребительских проблем, стараясь их не замечать. В результате время было упущено, а потребитель остался один на один со своими проблемами, многие из которых уже напрямую угрожают интересам национальной безопасности.

Сегодня миф о защищенности потребителей можно считать разрушенным. Произошло это, в первую очередь, благодаря усилиям средств массовой информации, которые в последние годы  активно исследуют тему интересов потребителей. Проведенные журналистские расследования раскрыли многим глаза на то, как нас обманывают в различных потребительских сферах.

Положение в действительности еще хуже. Потребителей вводят в заблуждение или обманывают абсолютно во всех сферах потребительского рынка – от банковских и финансовых услуг, сферы ЖКХ, долевого строительства до «мелочи» типа медицинских и бытовых услуг.

Везде, где мы платим за услуги или товары, мы рискуем не просто денежными средствами, а часто здоровьем и жизнью. Но дело не только в том, что нас, потребителей, хотят как-то провести: бизнес есть бизнес, его закон – извлечение прибыли. Главная проблема в том, что масштаб нарушений прав и интересов потребителей огромен, а восстановить свои права крайне сложно, зачастую просто невозможно.

Почему так происходит? Причина в том, что в России пока отсутствует полноценная национальная система защиты прав потребителей. Цитирую руководителя Роспотребнадзора Геннадия Онищенко, который определяет, что «под национальной системой защиты прав потребителей принято понимать совокупность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, полномочия которых в рассматриваемой области специально оговорены в законе Российской Федерации «О защите прав потребителей». Составляющие систему элементы осуществляют весь комплекс работ по формированию и реализации национальной политики в сфере защиты прав потребителей на национальном, региональном и муниципальном уровнях».

Разумеется, хорошо, что сам термин – национальная система защиты потребителей, инспирированный потребительским сообществом, применим ныне в официальном деловом обороте. Вместе с тем это понятие в целом все-таки шире и включает в себя еще целый ряд таких элементов, как потребительское законодательство, прокурорский надзор за соблюдением прав потребителей, а
также деятельность других контрольно-надзорных и правоохранительных органов, судебную защиту, посреднические примирительные процедуры (медиаторство), экспертизы, институт исполнения судебных решений. Стоит отметить также, что органы местного самоуправления сегодня практически лишены реальных возможностей защиты прав потребителей на своем уровне...

Так вот именно такая система защиты прав потребителей, как целостный рабочий механизм, в России пока отсутствует. Как, впрочем, отсутствует и сформулированная на государственном уровне национальная политика в сфере защиты прав потребителей.

Кризис продемонстрировал полную беззащитность потребителей. Мы испытали многое: от роста цен на продукты питания и лекарства до увеличения уголовных преступлений в сфере потребительского рынка. Если говорить о возможности защиты интересов конкретного потребителя, то придется констатировать следующее. Небольшие проблемы, действительно, часто решаются на месте, не отходя от прилавка. Если же ваши права нарушены серьезно, то, скорее всего, их придется защищать в суде, так как удовлетворять претензии потребителей в досудебном порядке предприниматели не спешат. Судебное же разбирательство будет длительным – от полугода до года. И если иск удовлетворен,
то это еще не означает, что права потребителя восстановлены. Исполнить судебное решение обычно бывает трудно, а часто и вовсе невозможно из-за того, что наше законодательство позволяет предпринимателям легко блокировать требования службы судебных приставов.
При этом жалобы ни в Роспотребнадзор, ни в другие правоохранительные органы не могут существенно повлиять на недобросовестных бизнесменов.

И уже вовсе минимальны шансы защитить свои интересы, когда злоумышленники используют преступные схемы. Причем это вовсе не означает, что такие лжепредприниматели будут  прятаться от претензий в свой адрес. Нет, используя пробелы в законодательстве, они могут просто игнорировать обращения граждан или, скажем, менять раз в полгода название своей организации на новое, не съезжая даже из занимаемого помещения.

Потребительское законодательство является сейчас одной из основных проблем в процессе защиты прав граждан. Во-первых, закон «О защите прав потребителей» весьма запутан и в силу бурного развития рынка регулярно отстает от его реалий. А во-вторых, целые отрасли потребительской сферы практически не регулируются с точки зрения потребительского права – медицинские услуги, розничная интернет-торговля, услуги по страхованию, долевое строительство, услуги ЖКХ и управляющих компаний многоквартирными домами, многое другое. А ведь именно в этих областях допускаются массовые и системные нарушения потребительских интересов граждан.

Вместе с тем в процессе развития потребительского рынка в защите на всех уровнях – законодательном, информационном, общественном – в равной степени нуждается как национальный потребитель, так и отечественный производитель. И торгово-промышленные палаты являются той платформой, на которой, объединяя усилия, можно эффективно осуществлять такую работу.

Взаимная ответственность плюс взаимодействие

В декабре минувшего года в Москве на ВВЦ прошла ХIII Всероссийская межотраслевая выставка отечественных товаров «Покупайте российское», а также конгресс «Потребительский рынок России». Впервые за многие годы в этих мероприятиях приняла участие всероссийская организация, защищающая права и интересы потребителей, – Объединение потребителей России.
Участие общественной организации потребителей в выставке – событие, безусловно, знаковое. Тем более что это участие было конструктивным.

В ходе конгресса Объединение потребителей предложило систему ценностей и действий, способных дать новый ресурс поддержке отечественных производителей, организовать в итоге мощное экономическое движение, основанное на понимании национальных интересов. И в Программе Объединения потребителей России заложена эта задача – поддерживать отечественных производителей. Очевидно, что пока российские потребители не будут это делать – проще говоря, приобретать отечественные товары, проблема не разрешится.

Один из эффективных способов продвижения наших товаров – информационная поддержка. В этом направлении можно успешно использовать именно возможности общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов). В частности, законом «О защите прав потребителей» таким организациям предоставлено право распространять информацию «о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая способствует реализации прав и законных интересов потребителей». Таким образом можно помочь потребителям сделать рациональный выбор товаров и услуг. Главное условие для этого – диалог с предпринимателями, взаимная заинтересованность, основанная на понимании общих интересов.
В связи с этим Объединение потребителей России в ходе конгресса выдвинуло тезис о «взаимной ответственности». Его смысл в том, что за происходящее в потребительской сфере в равной степени несут ответственность все его участники – потребители, бизнесмены, органы власти, контрольно-надзорные органы. И как следствие принятия этого тезиса – необходимость изменения отношений каждого из участников потребительского процесса друг к другу, к процессам на потребительском рынке. От противостояния, недоверия, определенной враждебности необходимо переходить к сотрудничеству и взаимопониманию. Путь этот, безусловно, непростой, но идти по нему придется. И причина тому очень проста – это угроза нашей национальной безопасности, которая возникла в результате  глобальной импортозависимости во всем – в лекарствах, продуктах питания, технологиях.
В этом содержится ответ, почему российским потребителям и производителям необходимы активные совместные системные действия.

В конечном счете сейчас потребители и отечественные предприниматели беззащитны в равной степени. В этой связи между общественными организациями потребителей и торгово-промышленными палатами существуют значительные перспективы сотрудничества. Формы такого сотрудничества могут быть самыми различными. Основными же направлениями, по которым сейчас уже идет определенная работа, могут быть два.

Во-первых, это расширение проведения экспертиз потребительских товаров и услуг. Сегодня это можно сделать только под эгидой ТПП РФ на базе АНО «Союзэкспертиза», так как в нашей стране отсутствует система независимых потребительских экспертиз. Действительно, закон «О защите прав потребителей» предоставляет право общественным объединениям потребителей «проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг)». Но такие полномочия не имеют перспективы в ходе судебного разбирательства, так как экспертное заключение, сделанное общественной организацией, обычно совершенно правомерно оценивается судом как подготовленное заинтересованной стороной. Поэтому «Союзэкспертиза» остается единственной организацией в своем роде и в ближайшее время имеет возможность расширить свое участие в сфере проведения экспертиз потребительских товаров и услуг, в чем крайне заинтересованы как потребители, так и предприниматели.

Второе направление – урегулирование потребительских споров с участием медиаторов Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при Торгово-промышленной палате РФ. Проведенный мониторинг позволяет сделать вывод об определенной заинтересованности предпринимателей в разрешении споров с участием посредников. Споры и конфликты в потребительской сфере, предлагаемые к урегулированию через Коллегию посредников, могут быть самыми различными и масштабными. Например, споры между группами потребителей – участниками долевого строительства и фирмами застройщиками или управляющими компаниями многоквартирных домов, сетевыми торговыми компаниями и общественными организациями потребителей. Безусловно, у медиаторов в потребительской сфере большие перспективы и возможности.

Существуют и другие направления, имеющие общие цели и взаимные интересы потребительского движения и предпринимательского сообщества. Их реализация, несомненно, возможна под флагом Торгово-промышленной палаты России.

источник