Главная Законодательство о правах потребителей Школа потребителя Вопросы и ответы Контакты
Информация о Движении
Потребителю
 
Библиотека потребителя
Вопрос-ответ
  • Банк вернул вклад с месячной задержкой. Можно ли потребовать от банка выплаты неустойки и штрафа?
Ответ...
  • Сдал по гарантии планшет в магазин, где приобретал, он перестал включаться. Через некоторое время получил отказ, по причине вскрытия или повреждения в следствии падения, хотя я точно знаю, что такого не было. Как поступить в данной ситуации?
Ответ...




Информация о Движении Новости Общественный контроль потребителей – кто и кого контролирует?

 

 

 

 

Общественный контроль потребителей – кто и кого контролирует?

29 февраля в Москве состоится Конгресс потребителей России. Впервые представители общественных организаций потребителей соберутся вместе, чтобы обсудить проблемы и перспективы потребительского движения в нашей стране. Инициатором проведения этого общественного форума стало Объединение потребителей России, а одним из поводов – итоги заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации, состоявшегося 16 января 2012 года в Саранске. О предстоящем конгрессе и результатах заседания Президиума Госсовета  в интервью газете «Тверская, 13» рассказал участник этого заседания, председатель Объединения потребителей России Алексей Корягин.

- В январе  Саранске Дмитрий Медведев провел заседание Президиума Госсовета с повесткой дня об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации. Впервые на такой уровень обсуждения были вынесены вопросы защиты прав потребителей, а по итогам заседания президиума Госсовета Президентом даны соответствующие поручения. Что меняется для потребителей после этого заседания?

- Заседание президиума Госсовета в Саранске, безусловно, знаковое событие для потребителей и для всего потребительского движения. В самом заседании принимали участие руководители нескольких общественных организаций потребителей, наше Объединение потребителей России было представлено руководителем Центрального исполнительного комитета движения Сидором Паком и мной – председателем ОПР. Такое представительство от общественных защитников потребителей говорит о том значении, которое придается руководителями страны потребительскому движению, что обоснованно, так как более, чем за двадцать лет своего существования, потребительское движение зарекомендовало себя как реальная и бескомпромиссная сила, отстаивающая потребительские интересы наших граждан. Сам факт заседания и корпус поручений, данных по итогам его работы Президентом и Председателем Правительства, будут долгосрочным импульсом для усиления защищенности потребителей и подъема национального потребительского движения.

- Что Вы выделите среди поручений Президента?

- Все поручения Президента имеют большое значение, они разноплановые. Многие из них касаются защиты потребителей финансовых услуг. Роспотребнадзор уже разработал план мероприятий по выполнению этих поручений с участием общественных организаций. План  мероприятий обсуждался на Консультативном совета по защите прав потребителей, и любая общественная организация может присоединиться участие в его реализации.
Среди поручений Дмитрия Медведева я бы выделил два. Одно из них, принятое по инициативе Объединения потребителей России, об обобщении Верховным судом судебной практики по делам, связанных с защитой прав потребителей и издания соответствующих разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Такие разъяснения Верховного Суда необходимы, так как ряд положений законодательства о защите прав потребителей, которое само по себе уже значительно отстает от жизни, трактуется судами по разному, а также содержит целый комплекс правовых  противоречий.
Второе, проанализировать практику реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 года «О поддержке общественного движения в защиту прав потребителей» и при необходимости подготовить его новую редакцию.

- В чем суть этого постановления?

- По своей идеологии это было очень полезное постановление, но которое устарело и основательно забыто, хотя оно не отменено. Постановление состоит из двух частей. Первая часть касается поддержки общественного движения федеральными ведомствами, которых уже нет после проведения административной реформы, поэтому в этой части постановление устарело. Вторая часть – региональная, и рекомендует органам исполнительной власти субъектов и органам местного самоуправления оказывать общественным организаций потребителей различную поддержку и содействие в их деятельности. Основой таких мер поддержки должны были стать объединение усилий органов власти и общественников, а также оказание помощи в выделении необходимых помещений, оборудования, средств телефонной связи, установлению льготных ставок аренды, и даже в предоставлении финансовой помощи. Сами понимаете, никто общественным организациям в таком масштабе не помогал,об этом можно было только мечтать. Общественники это в принципе подвижники, которые реинвестируют все заработанные средства в свою же общественную деятельность. Будем стараться исправить положение при подготовке нового постановления о поддержки общественного потребительского движения, чтобы мечты стали реальностью.

- На заседании президиума Госсовета Дмитрий Медведев говорил об общественном контроле и одновременно о том, защита потребителей это не война с предпринимателями. Всем известно, что существуют, так называемые, лжеобщественные организации по защите потребителей, которые занимаются тем, что «наезжают» на бизнес, проводя проверки, фактически вымогая у предпринимателей деньги. Что делать с этой проблемой?

- Да, Президент сказал, что «Необходимо активнее развивать институт публичного контроля за соблюдением прав потребителей». Далее он раскрыл это направление.
Слова Президента – это принципиальный вектор для деятельности общественных потребительских организаций.
Одновременно существует проблема лжеобщественных потребительских организаций, которые уже превратились в целую армию вымогателей денег у предпринимателей, пользуясь из правовой безграмотностью, сделали такой «общественный контроль» своим бизнесом. К сожалению, многие предприниматели, не желая противодействовать таким «защитникам потребителей», откупаются от их претензий, поощряя тем самым дальнейшие поборы со своих же коллег по предпринимательскому сообществу.
В предвыборных статьях Владимира Путина тема общественного контроля также постоянно находится на переднем плане. Уже в начале его первой статьи «Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить» он сразу говорит о слабости общественного контроля за политиками.
В статье «Демократия и качество государства» содержится важный тезис о понимании демократии, которая не может заканчиваться на процессе голосования. «Демократия, на мой взгляд, заключается, как в фундаментальном праве народа выбирать власть, так в возможности непрерывно влиять на власть и процесс принятия ею решений. А, значит, демократия должна иметь механизмы постоянного и прямого действия, эффективные каналы диалога, общественного контроля, коммуникаций и «обратной связи».
А что есть «обратная связь» на практике? Растущее количество информации о политике должно перейти в качество политического участия, гражданского самоуправления и контроля».
В этой же статье Путин предлагает развивать институт омбудсменов – уполномоченных по защите прав, идя по пути специализации и профессионализации этого института, что также будет способствовать коммуникациям общественного контроля.
В пятой статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России», которая фактически содержит целый перечень объектов для общественного контроля – медицинские услуг, медикаменты, детский спорт, образование, в первую очередь, высшее и т.д. И здесь же уже в главке «Среда обитания» Владимир Путин предлагает: «Общими усилиями нам необходимо навести порядок в жилищно-коммунальном хозяйстве», а именно « Необходимо широкое обучение граждан основам законодательства и экономики ЖКХ. Надо поддерживать формирование сети общественных организаций, помогающих жителям организовывать, защищать свои права, контролировать выполнение предприятиями ЖКХ своих обязательств».
Кстати, именно  в сфере ЖКХ наше Объединение потребителей России наработало значительный опыт общественного контроля, реализуя уже второй год на территории Московской области социальный проект «Добрососедство». Цель этого проекта – правовой аудит деятельности управляющих компаний, формирование реестра управляющих компаний, их сертификация и информирование жителей о возможностях экономии средств при оплате услуг ЖКХ. Московская область стало пилотным регионом для проекта «Добрососедство», уже сформирован и опубликован на нашем сайте реестр управляющих компаний Подмосковья. Теперь мы готовы предложить проект для реализации в других субъектах. В ближайшее время будет подготовлен и реестр столичных управляющих компаний, через который москвичи смогут узнать о степени добросовестности любой управляющей компании.

-  Какие еще проблемы существуют у общественного потребительского движения в целом и общественного контроля в рамках этого движения?

- Начну с проблем общественного контроля. Здесь несколько серьезных вопросов, естественно взаимосвязанных с потребительским движением.
Первый, из которых заключается в том, что каким образом общественный контроль должен реализовываться на практике, чтобы быть эффективным инструментом по защите гражданских прав, в частности прав потребителей? Следующий – как  достичь массовости общественного контроля, так как очевидно, что он будет эффективен, когда в этот процесс будут вовлечены широкие круги населения. Но в такой деятельности нужно уметь использовать все доступные правовые методы и процессуальные возможности.
Таким образом, очевиден вывод – общественному контролю нужно учиться. Учиться организовывать его процесс, реализовывать результаты контрольных мероприятий и, главное, учить самих общественных контролеров контролировать.
Несмотря на то, что правовая основа в нашей стране для осуществления общественного контроля существует, пользоваться такими возможностями могут немногие, в том числе и потребители.
Среди проблем общественного контроля в нашей стране можно выделить несколько основных.
В первую очередь это пассивность самих граждан в отстаивании своих законных прав и интересов, игнорирование участие в повседневной правозащитной и политической жизни, самоуправлении своего дома, района, города. В результате такое человеческое бездействие находит выход в «оранжевых» настроениях и требованиях все кардинально менять, при полном непонимании, что за свои права нужно лично бороться ежедневно на своем участке поля-боя. Практически не используются населением для решения местных проблем такие непосредственные формы общественного воздействия, как публичные гражданские акции – собрания, пикетирование (например, управляющих компаний, магазинов), а также обращение в суд, к уполномоченному по правам человека, в общественные палаты, взаимодействие со СМИ через участие в журналистских расследованиях.
Во-вторых, у общественников не достает хороших и опытных юристов, юридической подготовки большинства сотрудников общественных организаций, профессиональных кадров – руководителей, посвящающих свою жизнь служению общественным интересам. Ведь, главным образом, общественники, в том числе общественные защитники потребителей – подвижники, не боящиеся ни преследования со стороны власти, которым они не удобны, ни угроз со стороны бизнесменов, но не профессионалы в полном понимании. Кстати, сами общественники, которые тратят практически все средства на содержание своих организаций, в которых они состоят, люди обычно бескорыстные и сами весьма плохо обеспеченные. Государство так и не запустило пока механизм финансовой поддержки общественных объединений потребителей. Основная надежда здесь сейчас на принятие нового постановления Правительства о поддержки общественных организаций потребителей, подготовка которого закреплена поручение Президента России по итогам заседания президиума Госсовета 16 января 2012 года.
В-третьих, пожалуй, это самая большая проблема общественного контроля, безнаказанность предпринимателей за нарушения и чиновников за игнорирование требований общественников по наведению порядка. Ни власть, ни правоохранительные органы в большинстве своем не только не горят желанием рассматривать проблемы, поднятые гражданским обществом, но и блокируют на уровне круговой поруки и укрывательства должностных преступлений официальные обращения общественных организаций, сформулированные по итогам мероприятий общественного контроля. Суды же не рассматривают объективно жалобы на незаконные действия и бездействие органов власти, следствия и прокуратуры. Обычно органы прокуратуры и полиция направляет заявителям – общественным организациям и потребителям – в лучшем случае отписки, рекомендуя им обращаться в суды и т.п. В результате масштабы нарушений прав потребителей и мошенничества в сфере потребительского рынка и услуг постоянно увеличивается.
Существует еще одна проблема в общественном контроле, которая проявляется в последнее время. Общественный контроль все чаще пытаются взять под свой присмотр и направить в нужное русло чиновники, давая ему тихий ход в запланированном направлении. Раз  общественный контроль должен быть, считает он,  то лучше им управлять. Результат – забалтывание самой сути общественного контроля, постоянные «круглые столы», обсуждения, проекты, и т.д., но не реальные действия.
 Но общественный контроль все таки работает. Объединение потребителей России активно проводит политику расширения зон влияния народных контролеров – от контроля качества продуктов питания до услуг ЖКХ. Общественный контроль – этот тот инструмент с помощью которого можно противостоять коррупции, повысить потребительскую безопасность, качество товаров и услуг, сдерживать рост цен.

- На что может воздействовать общественный контроль, каких результатов добиться?

- Здесь можно привести пример практики общественного контроля в Москве, того внимания, которое уделяет Мэр Москвы Сергей Собянин и руководитель Департамента торговли и услуг города Москвы Михаил Орлов взаимодействию с Объединением потребителей России и мероприятиям общественного контроля. Так между Департаментом торговли и услуг города Москвы и Объединением потребителей России заключено соглашение о сотрудничестве, в котором говорится и об общественном контроле, как отдельном направлении. Существенно, что здесь идет плановая поэтапная работа. В прошлом году общественный контроль в виде мониторинга нарушений законодательства проводился, главным образом, на столичных ярмарках выходного дня. Итогом такой работы стали не только регулярные отчеты о результатах мониторинга, но и правовые заключения, а также рекомендации по устранению нарушений. В том числе и на основании этих рекомендаций департаментом уже подготовлены предложения о совершенствовании работы ярмарок.
Могу констатировать, что возможности общественного контроля, как способа защиты прав потребителей и механизма общественного воздействия на недобросовестных предпринимателей весьма значительны. Главное – доводить ситуацию до логического правового результата, придавать эти результаты публичности. Мы отработали такие направления контроля, как контрафактная текстильная продукция, незаконная реализация алкогольной продукции, нарушения управляющими компаниями в сфере ЖКХ, соблюдение прав потребителей в продовольственных мелкорозничных магазинах. В каждом направлении мы доводили ситуацию до устранения нарушений прав потребителей. Как правило, для этого требовалось судебное решение и возбуждение исполнительного производства. Например, мы выиграли иски к таким сетевым магазинам, как «Магнолия» и «Копейка». Скажу откровенно, это немногочисленные случаи, но наша практика показывает, что общественный контроль – реально действующий инструмент, способный добиваться конкретных результатов. Если бы у общественников были решены финансовые проблемы, то масштабы общественного контроля значительно бы увеличились. Но главное, что отличает Объединение потребителей России от других организаций – практические действия, мы делаем дело и добиваемся результатов.

- Общественному контролю будет посвящен Конгресс потребителей России, который состоится в Москве 29 февраля, с какой целью проводится это мероприятие?

- Впервые в нашей стране пройдет общероссийский форум потребителей и лидеров общественных организаций, защищающих права потребителей. Девиз Конгресса «Общественный контроль – за безопасность и порядок!» Мы давно хотели провести такое мероприятие, его идея официально была заявлена летом прошлого года в ходе народных праймериз в Государственную Думу представителями Объединения потребителей России.
Импульсом для проведения Конгресса потребителей России стало проведение заседания Президиума Госсовета об усилении государственных гарантий по защите прав потребителей. Цель конгресса – консолидация усилий гражданского общества и государственных институтов в целях повышения уровня и качества жизни, защищенности потребителей. Потребительскому движению нужно сплотить свои ряды, добиться массовости. Поэтому на конгрессе мы собираемся объявить, как мы называем, об общественном наборе народных контролеров, дать возможность любому гражданину законную возможность осуществлять общественный контроль. Правовые условия для этого существуют. Дело в том, что Объединение потребителей России – это общественное движение, основанное не на членстве, а на участии, то есть человека может просто заявить, что он поддерживает потребительское движение и считает себя его участником. В таком случае он может получить соответствующее удостоверение общественного контролера, правовые инструкции и методические рекомендации по проведению мероприятий общественного контроля и идти контролировать. Результаты общественного контроля будут поступать в главный штаб – в центральный офис Объединения потребителей России, где юристы движения будут принимать решение по каждой ситуации – как добиться результативности контроля – обратиться в суд, прокуратуру или другие контрольно-надзорные и правоохранительные органы. То есть главное – конечный реальный результат.
В программе Конгресса три части – специальная секция, посвященная общественному контролю, медиа-форум журналистов, освещающих потребительскую тематику и пленарное заседание с участием представителей лидеров общественных организаций потребителей и органов власти. Таких мероприятий в истории потребительского движения России еще не проводилось.
Мы подчеркиваем патриотический характер нашего всероссийского форума.
Мы считаем, что потребительское движение не может быть в стороне от общенациональных задач, необходимо принимать непосредственное участие в общественных и политических процессах, ясно проявлять свою гражданскую позицию. Позиция же Объединения потребителей России уже заявлена, она отображена, в том числе в общественно-политическом манифесте Движения, который озаглавлен «Российский патриотизм и гражданская солидарность», а также общественных докладах, опубликованных в прошлом году и феврале 2012 года. Коротко ее можно выразить фразой  – мы за сильную Россию!

Интервью в сокращенном варианте опубликовано в газете «Тверская, 13»  28.02.2012