Главная Законодательство о правах потребителей Школа потребителя Вопросы и ответы Контакты
Информация о Движении
Потребителю
 
Библиотека потребителя
Вопрос-ответ
  • Банк вернул вклад с месячной задержкой. Можно ли потребовать от банка выплаты неустойки и штрафа?
Ответ...
  • Сдал по гарантии планшет в магазин, где приобретал, он перестал включаться. Через некоторое время получил отказ, по причине вскрытия или повреждения в следствии падения, хотя я точно знаю, что такого не было. Как поступить в данной ситуации?
Ответ...




Информация о Движении Общественный контроль необходим

 

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НЕОБХОДИМ 

Только осуществлять его нужно вместе – общественным объединениям предпринимателей и потребителей.

Так считает и об этом рассуждает Сидор Пак, руководитель комитета по международному сотрудничеству Объединения потребителей России, председатель Общества защиты прав потребителей Московской области.

Генеральная прокуратура правит закон «О защите прав потребителей»

Недавно в Государственной Думе на экспертном совете по вопросам защиты потребителей обсуждалось предложение Генеральной прокуратуры Российской Федерации об изменении Закона «О защите прав потребителей» в части полномочий объединений потребителей по проведению ими проверок соблюдения прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей. Генеральная прокуратура подготовила свои законопроект, смысл которого сводится к упорядочению проведения проверок обществами защиты прав потребителей. Инициатива Генеральной прокуратуры понятна и, с моей точки зрения, обоснована. Не вдаваясь в обсуждение юридических аспектов, приведу заключительный абзац пояснительной записки к законопроекту, под которым подпишется каждый здравомыслящий как предприниматель, так  и общественник: «Внесение указанных изменений позволит исключить безосновательные проверки со стороны общественных объединений потребителей, сыграет положительную роль в обеспечении прав и законных интересов, как добросовестных общественных объединений потребителей, так и законопослушных субъектов предпринимательской деятельности, повысив уровень доверия к такой форме общественного контроля».
Слова правильные, никто спорить не будет. Для большей объективности напомню, что еще в 2009 году, когда тема злоупотреблений общественными организациями при проведении проверок была на пике актуальности, по инициативе Общества защиты прав потребителей Московской области был подготовлен проект законодательной инициативы Московской областной Думы «О внесении изменений в статью 45 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и направлен для рассмотрения в Государственную Думу. В проекте предлагалось кардинально решить проблему – полностью лишить общественные организации права на проведение проверок. Мы, как считали, так и считаем, что те или иные ограничения проведения проверок общественниками, никак не ограничивают их возможности по защите прав потребителей. В арсенале общественных организаций остаются такие меры защиты граждан и потребительского рынка, как проведение экспертиз, обращение с заявлениями в различные контрольно-надзорные и правоохранительные органы, наконец, обращения в суд в защиту прав и законных интересов потребителей.

Нужен ли общественный контроль?

У проблемы «злоупотреблений» общественными организациями при проведении ими проверок есть и другой ракурс. Объективно говоря, такие проверки не приносят каких-либо существенных проблем добросовестным предпринимателям. С чем, как говориться, пришли «общественные проверяющие», с тем и ушли. Лжеобщественники идут, как правило, в те торговые организации, где есть серьезные и трудно устранимые нарушения. Может быть, для кого-то будет новостью, но в Москве на многих торговых точках существует, установленный самими же предпринимателями, «ценник» для оплаты визитов проверяющих организаций. Владелец или директор оставляет расценки продавцу и тот по проблемной шкале сразу платит проверяющим – милиции столько-то, Роспотребнадзору столько-то, и так далее. Так вот, в этом рейтинге общественные организации стоят на последнем месте – от их назойливости откупаются за три-пять тысяч рублей. Немного, но для таких «общественных побирал» и это, впрочем, хороший приработок, если обойти пять – десять точек в день. Вопрос – а зачем платить? Ответ всем известен – так выстроена наша жизнь. Но эту жизнь и отношения мы выстроили с самым непосредственным участием бизнеса, который в свое время решил, что лучше кому-то заплатить, чтобы «решить вопрос», чем жить по закону и формировать цивилизованный и конкурентный потребительский рынок. К сожалению, эта пагубная практика продолжается. Так и хочется сказать: не платите вымогателям, господа предприниматели! Не выкармливайте коррупцию –  будет легче жить и работать!
Вернемся к приведенному здесь заключению из пояснительной записки Генеральной прокуратуры. Обращу внимание, что речь идет все-таки о законопослушных субъектах предпринимательской деятельности (так с ними и проблем нет), а вот, что делать с недобросовестными, которые восприняли государственную политику по снижению контроля, как сигнал работать без соблюдения правил и закона? Этот вопрос пока остается без ответа. Поэтому остановлюсь на заключительном посыле, который кажется важным – изменения в законе должны привести по замыслу Генеральной прокуратуры - к повышению доверяя к такой форме общественного контроля, как проверки общественными организациями.
И дело здесь в том, что без общественного (или гражданского, народного – назовем, как угодно) контроля, нельзя построить правовое и социальное гражданское общество. При всех проблемах общественного контроля в России – этот институт необходим и вряд ли кто-то будет с такой позицией спорить открыто. Поэтому и Генеральная прокуратура предлагает только строго регламентировать проведение проверок. Главным же документом, составляющим правовую основу для общественного контроля в нашей стране, является Конституция Российской Федерации, в первую очередь, главы 1 и 2 – «Основы конституционного строя» и «Права и свободы человека и гражданина». Конституция, как известно, имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Конституция и другие законодательные акты – такие как Федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», Законы «Об общественных объединениях»,  «О средствах массовой информации»,  «Об Общественной палате» - позволяют вести общественный контроль активным гражданам и объединениям. Вот только права здесь у некоммерческих организаций немного разные и, с моей точки зрения, должны как бы дополнять возможности друг друга.

Общественный контроль осуществлять вместе

Поставлю вопрос общественного контроля в новой плоскости – заинтересованы ли предприниматели в непосредственном участии в процессе общественного контроля? Скажем, на том же потребительском рынке, где существует коррупция, огромная доля контрафакта, подделок, недобросовестных предпринимателей, которые крайне усложнят деятельность отечественных производителей и другие проблемы, с которыми можно разобраться только, как говориться, всем миром.
Уверен, что добросовестный предприниматель может и должен принимать участие в общественном контроле совместно с общественными объединениями потребителей. Хочется подчеркнуть – добросовестный предприниматель, значит – заинтересованный в том, чтобы все участники потребительского рынка вели свою деятельность честно, стараясь соблюдать принципы добропорядочности, не причинять вреда интересам другим хозяйствующим субъектам, гражданам, обществу, государству. Добавлю, что принцип добросовестности в соответствии с утвержденной Президентом России Концепцией развития гражданского законодательства Российской Федерации будет закреплен в качестве основополагающего принципа российского гражданского права. Поэтому нашему бизнес сообществу нужно примеривать его на себя. Примеры этому уже есть – так, в Москве по инициативе Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» разработана и подписана рядом предпринимателей и общественных организаций Декларация добросовестного партнерства участников потребительского рынка, к который может присоединиться каждый желающий.
Поэтому наше – Объединения потребителей России – предложение заключается в том, чтобы совместно с предпринимателями, в первую очередь, с предпринимательскими некоммерческими организациями (ассоциациями, союзами) проводить мероприятия общественного контроля на потребительском рынке. С одной стороны, участие представителей бизнес сообщества повысит объективность таких мероприятий, а во вторых, позволит более эффективно использовать право общественных объединений потребителей на проведение проверок соблюдения прав потребителей в борьбе с такими негативными явлениями в сфере потребительского рынка, как контрафкт и коррупция.
Возможно ли такое сотрудничество, говоря марксистским языком – единство противоположностей? При понимании общих национальных проблем, отсутствии узости профессиональных взглядов, ответственности перед потребителем – безусловно – да.
Пример такому взаимодействию уже есть. Партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» приступила к реализации социального проекта «Народный контроль». Цель проекта: защита прав потребителей и обеспечение баланса интересов в цепочке «производитель – продавец – потребитель», то есть сфера реализации проекта – потребительский рынок. Партнерами проекта, наряду с другими общественными организациями, стали Объединение потребителей России и ОПОРА России. Надеюсь, совместное участие в таком актуальном социальном проекте станет первым позитивным опытом, который покажет, что содружество общественных объединений потребителей и предпринимателей в области общественного контроля реально и полезно во всех отношениях.
Объединение потребителей России со своей стороны всегда остается открытой организацией для диалога с предпринимательским сообществом.