Главная Законодательство о правах потребителей Школа потребителя Вопросы и ответы Контакты
Информация о Движении
Потребителю
 
Библиотека потребителя
Вопрос-ответ
  • Банк вернул вклад с месячной задержкой. Можно ли потребовать от банка выплаты неустойки и штрафа?
Ответ...
  • Сдал по гарантии планшет в магазин, где приобретал, он перестал включаться. Через некоторое время получил отказ, по причине вскрытия или повреждения в следствии падения, хотя я точно знаю, что такого не было. Как поступить в данной ситуации?
Ответ...




Информация о Движении Председатель Движения НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ – 2019


28-12-2018

НАЦИОНАЛЬНОЕ
ДВИЖЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ – 2019

ЧТО ДЕЛАТЬ? С ЧЕГО НАЧАТЬ?







Алексей Корягин,
председатель Объединения потребителей России




В уходящем году развивалась негативная тенденция - чиновники Роспотребнадзора продолжали саботировать взаимодействие с национальным движением потребителей, тем самым старались блокировать общественную деятельность по защите прав потребителей в масштабе всей страны.

Забюрократизировано ими и выполнение Поручений Президента по итогам заседания президиума Госсовета в 2017 году по вопросу развития Национальной системы защиты прав потребителей.

Ведомственный формализм доминирует – это очевидно.

Роспотребнадзор лично я давно списал в утиль, как бесполезную субстанцию, в основном только имитирующую работу. Пока это ведомство возглавляет Анна Попова, потребители остаются сиротами, а настоящие «родственники» Поповой – бизнесмены (последнее свидетельство таких «родственных связей» - коррупционногенный проект – «Светофор», о его сути я ещё расскажу в других публикация).

Поэтому при исполнении нашей миссии общественного служения – защиты интересов потребителей, лично я на Роспотребнадзор, как на партнера и союзника, не рассчитывают (конечно, что в этой Службе много порядочных людей и профессиональных специалистов, но правила игры, заложенные её руководителем, определили общий ведомственный курс).

Одновременно четко прослеживается другая тенденция – возрастающая потребность людей в практической защите их потребительских интересов. Причины понятны - с одной стороны, растет общее количество нарушений прав потребителей, мошенничества в сфере интересов потребителей, увеличивается доля фальсификата и т.п., а с другой – жизнь обычных людей в целом становится труднее, количество бедных почти не уменьшается. Поэтому жить нам надо экономней, деньги расходовать рациональнее, не давать себя обмануть, уметь самостоятельно защитить свои права. В такой обстановке самоорганизация граждан в общественные объединения потребителей становится основным способом защиты своих интересов. Надо учиться и уметь себя защитить.

Очевиден и следующий вывод - общественное движение потребителей должно взять на себя роль основного актора*  в Национальной системе защиты прав потребителей, организовать в ней свой «центр управления» практическими действиями. Такой «общественный центр влияния» должен принуждать тот же Роспотребнадзор, как и другие ведомства, к реальным и оперативным действиям по обеспечению потребительской безопасности. Общественные объединения могут и – не сомневаюсь – уже скоро будут главной «движущей силой» в реализации политики в области интересов потребителей.

Как обеспечить такую консолидацию общественных сил?


В 2019 году мы соберем второй Конгресс потребителей России (первый был в 2012 году), на который пригласим все общественные организации потребителей и где обсудим всю национальную повестку российского движения потребителей. То есть, этот Конгресс не будет только мероприятием Объединения потребителей России, подготовка к его проведению уже началась.

Кроме этого на днях я обратился к Дмитрию Медведеву с двумя предложениями - о создании Комиссии при Правительстве России по вопросам защиты прав потребителей и установлении российского Дня прав потребителей (как известно, это оба программных тезиса ОПР).

В будущем году мы продолжим свою линию на усиление мер ответственности за нарушение прав и обман потребителей. Как обычно, наши законотворческие предложения радикальнее, чем у Роспотребнадзора, постоянно затягивающего процесс совершенствования потребительского законодательства, и в результате всегда опаздывающего на несколько лет в решении проблем.

Соглашусь, это в основном «теоретические моменты» – Конгресс, предложения, инициативы и т.п.

Теоретическая работы тоже важна, чтобы поддерживать уже выработанную общественную стратегию защиты потребителей.

Но, конечно, существеннее – практические действия в этой области. Наши такие действия это – общественный контроль, претензионная и судебная работа, обращения в контрольные и надзорные органы, переговоры с предпринимателями и посреднические процедуры и т.п.

В 2019 году мы запланировали несколько кампаний общественного контроля, которые в определенной степени могут повлиять на положение отдельных пока еще крупных игроков потребительского рынка (по понятным причинам я не буду здесь анонсировать конкретных адресатов предстоящих акций). Есть у нас и свой «черный список», в который включены предприятия, тесно аффилированные с чиновниками, ими мы тоже займемся более конкретно.

Несмотря на общественный характер самих объединений потребителей, на такую – перечисленную выше - деятельность юридического плана нужно иметь средства. Вопросы финансирования, организационной и информационной поддержки общественных объединений потребителей – ключевые для каждой организации.

Где взять деньги? Считаю, что деньги общественникам должен дать бизнес.


Как бизнес убедить в том, что ему выгодно инвестировать в гражданское общество – тема отдельная, и я намерен вынести её обсуждение в публичное пространство.

Особенно это необходимо сделать после того, как Роспотребнадзор стал направлять обращения в правоохранительные органы, в которых пишет в том смысле, что общественные объединения не могут получать пожертвования и благотворительные взносы на свою уставную деятельность. То есть – решили, похоже, добить потребительское движение окончательно, а то оно мешает Роспотребнадзору работать.

Поэтому я намерен воспользоваться такими опрометчивыми позициями чиновников, обсудить на открытых площадках тему финансирования общественных объединений потребителей в комплексе.

Есть, конечно, и другие механизмы, которые мы намерены замоторить на пользу защиты прав потребителей. В первую очередь, это - Общественные советы, общественные палаты, профсоюзы, избирательные кампании, выдвижение представителей потребительского движения на выборах различных уровней, социальные сети и средства массовой информации.

Вывод – мы будем двигаться своим общественным курсом в русле государственной социально-экономической политики, защищая потребительские интересы граждан и добросовестных участников потребительского рынка.

В 2019 году мы начнем менять расстановку сил в Национальной системе защиты прав потребителей в пользу общественных объединений, делая в целом наше движение главной «линией обороны» потребительских интересов граждан.

Формальный старт нашей работы в 2019 году будет дан 6 февраля в Москве проведением пресс-конференции Объединения потребителей России в Центральном доме журналистов, посвященной состоянию защиты прав потребителей в нашей стране.

Проведение пресс-конференции приурочено ко дню принятия Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» - 7 февраля 1992 года. На пресс-конференцию, которая начнется в 12 часов, приглашаются все желающие - журналисты и общественники. Заявку на участие в пресс-конференции в произвольной форме можно направить на почту onp@inbox.ru.

Жду вас – дорогие друзья и коллеги – 6 февраля в Домжуре, будет очень интересно, гарантирую.


А пока ....





















_________________

*А́ктор — действующий субъект (индивидуальный или коллективный); индивид, социальная группа, организация, институт, общность людей, совершающих действия, направленные на других. Актор — участник преобразований, движимый собственными мотивами и обладающий для этого соответствующим опытом. [Википедия]