Главная Закон "О защите прав потребителей" Школа потребителя Вопросы и ответы Контакты
Информация о Движении
Потребитель и общество
 
Электронная библиотека потребителя
Вопрос-ответ
  • 7 лет назад мы купили холодильник производства Германия. Вчера получили из авторизованного центра акт о невозможности ремонта (утечка фреона в запененной части). Скажите, пожалуйста, какие параметры должны учитываться при выдаче нам нового холодильника? Имеем ли мы право получить холодильник производства именно Германии, как тот, который был куплен нами в 2010 году?
Ответ...
  • Купил обувь, на чеке увидел, что гарантия 30 дней. Через 45 дней лопнула подошва.
    Что делать? Могу ли я требовать деньги за некачественный товар, если срок гарантии уже закончился?
Ответ...


Федеральный проект Знак качества

Интернет издание ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ

ОПР - Московское отделение

ОПР - Крымское отделение

Региональная общественная организация Общество защиты прав потребителей Московской области

Профсоюз Евразия

Союз Матерей России

Арбитражный Третейский суд города Москвы

СОЮЗ ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ



Информация о Движении Новости 15-03-2017


15 МАРТА – МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ











Сегодня 15 марта – Международный день прав потребителей. Этот день, как повод для привлечения внимания граждан к своим потребительским правам, безусловно, полезен. Спасибо Джону Кеннеди, за дату в календаре истории! Но только за повод, так как истина в том, что официально такого международного дня – Дня прав потребителей пока не существует, так как не утвержден ООН. Почему же он отмечается, как «День прав потребителей»?
Все просто – международная организация потребителей Consumers international (CI) по своей инициативе взяла, да, и застолбила эту дату, как профильный потребительский памятный день, связав с днем, когда президент США Д.Ф. Кеннеди выступил в американском Конгрессе со знаменитой речью о правах потребителях и о «голосе потребителя», который почти не слышен.

Причём мероприятия этого Дня CI ежегодно посвящает определённой теме, которую сама CI и определяет, исходя только из известных ей соображений (о девизе 2017 – ниже). Но вот в международном календаре ООН пока такого Дня не зафиксировало, то есть этот день международным сообществом не признан. Вот – так!

И тут возникают вопросы к Роспотребнадзору.

Так, на официальном сайте ведомства размещена не совсем достоверная информация, - здесь сказано, что «Ежегодно, начиная с 1994 года, 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей, проводимый под эгидой Организации Объединенных Наций». Стоп! Нет никакой «эгиды ООН». Информация Роспотребнадзора не соответствует действительности – в календаре памятных дат ООН такого международного дня не существует! Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть официальный сайт ООН. Да, и сама CI не так уж давно решила запустить заявку на признание ООН Всемирного дня прав потребителей, о чем и пишет на своем сайте.

Но наш Роспотребнадзор из года в год почему-то внушает нам – российским гражданам, что мы просто должны «молится» в этот международный день за права потребителей, повторяя девиз, предложенный CI. Аллилуйя CI!

В этом и стоит ведомственная слепота Роспотребнадзора.

О позиции Объединения потребителей России и моей точке зрения, - что нам нужен свой отечественный памятный День защиты потребителей – 7 февраля, когда был принят Закон РФ «О защите прав потребителей» можно прочитать, в том числе, здесь: http://potrebitel-russia.ru/?id=1378  

Мы неоднократно говорили о таком российском памятном Дне, но тот же Роспотребнадзор такое предложение не поддерживает. Конечно, и Международный день прав потребителей нам не помеха, надо развивать международную солидарность потребителей, это – актуально. Но, вот, только послушно плясать в экстазе под чужое банджо в этот день точно не стоит.

И мне лично за Державу обидно, когда Роспотребнадзор, как послушная марионетка, из года в год использует чужеродный девиз, как руководящий принцип в своей деятельности.

Итак, о девизе, который придумали в CI для потребителей в этом году.

Девиз-2017 звучит так - «Потребительские права в цифровую эпоху». И под этим лозунгом наш Роспотребнадзор стал вдруг буквально биться, говоря словами самого ведомства, за права потребителей в «интернет-коммерции». Почему именно Интернет-коммерция? Да, все очень просто – присутствие чьих-то проектов в этой необъятной сфере рынка. В чистом виде лоббизм, подготовка к реализации каких-то бизнес-проектов, когда через международные общественные коммуникации прощупывают почву для вторжения на рынок, чему помогает (сознательно или нет – отдельный вопрос) наш Роспотренадзор. Все! Не надо искать сложных объяснений таким очевидным тенденциям, ответ на поверхности – сугубо экономические интересы.

Кто же тогда такие - CI? У CI очень интересная команда, связь многих членов которой легко прослеживается с международными государственными, банковскими структурами и транснациональным бизнесом, например такими как - Всемирный банк, Фонд Форда, Bloomberg Philanthropies и другие.

В принципе-то, нет никаких особых возражений – пусть работают. Но только для чего CI – нам в России? У нас свои проблемы, в которых никакой CI не разберется, здесь даже Роспотребнадзор толком, похоже, мало, что понимает. Иначе не стали бы чиновники заниматься какими-то заоблачными проблемами «Интернет – коммерции» (странный термин), а сделали бы больше для выполнения главной задачи государства, как ее в своем Президентском Послании охарактеризовал Владимир Путин, -  «сбережения людей, умножения человеческого капитала как главного богатства России». Именно в этом Президент видит «смысл всей нашей политики». Впрочем, возможно, Анна Попова, как руководитель Роспотребнадзора об этом не знает, так как очень занята, то организацией проверок реализации шуб, то БАДами, а сейчас - Интернет – коммерцией.

Все это вовсе не означает, что к мероприятиям такого Дня, как 15 марта (пусть пока и существующего без официального международного статуса, а только, как общественная инициатива) не стоит присоединяться. Речь о другом – о том, что у нас в России есть свои проблемы в сфере защиты прав потребителей и целеполагающие (говоря словами Геннадия Онищенко) направления деятельности для их решения. 

Вот, буквально вчера заместитель Председателя Правительства РФ Ольга Голодец сообщила (впрочем, об известной многим ситуации) – о росте количества бедных среди работающего населения.

Цитирую по СМИ: "Это уникальное явление вообще в социальной сфере — работающие бедные. У нас нет такой квалификации, которая достойна уровня заработной платы в 7,5 тысячи рублей", — сказала Голодец на конференции "Неделя российского бизнеса".

О количестве людей живущих за чертой бедности – известно, о некачественных и фальсифицированных продуктах, алкоголе – также; сфера ЖКХ, медицинские и образовательные услуги и т.д. – общенациональные проблемы, они заботят большинство наших граждан, чтобы в этом удостовериться, достаточно посмотреть опросы населения за последние годы.

Словом, проблем много. Но никого (кроме Роспотребнадзора) как самая важная проблема, не волнует «Интернет-коммерция»! 

Простым людям, видимо, не до покупок через Интернет, они покупают что-то другое, чтобы только выжить; часто это испорченная еда на нелегальных рынках просроченных продуктов. Уже треть россиян рискуют оказаться за чертой бедности в ближайшее время (считается, что «черта бедности» – доход 9 956 рублей на человека).

При таких тенденциях защита прав потребителей приобрела совсем другое социальное содержание и значение для жизни многих людей. Нам надо уметь грамотно выбирать, приобретать товары и продукты, экономить, отстаивать свои права и уметь принуждать органы власти (в первую очередь – Роспотребнадзор) защищать потребительские интересы людей. И на всем этом – сберегать свои средства.

Но одновременно должна меняться и миссия самого Роспотребнадзора, эта служба должно стать настоящим «народным защитником», а не группой чиновников с давлеющими узковедомственными и личными интересами. Но, видимо, до такого «народного защитника» еще очень далеко.

В любом случае, народного уважения не возможно заслужить до тех пор, пока Роспотребнадзор больше озабочен чужими праздниками, чем проблемами граждан своей страны.

И поэтому дело защиты прав потребителей, используя знакомую формулу, остается делом самих потребителей. Надо учиться и уметь отстаивать свои права - в спорах с недобросовестными предпринимателями, бракоделами, с бюрократами из власти, коррупционерами! В этом и помогают организации потребителей, такие как наше Движение – Объединение потребителей России.
На сайте нашего Движения читайте о том, как стать общественным контролером, открыть в своем городе местное или региональное отделение ОПР.

Помни – Ты - не один!



    Яндекс.Метрика