Главная Законодательство о правах потребителей Школа потребителя Вопросы и ответы Контакты
Информация о Движении
Потребителю
 
Библиотека потребителя
Вопрос-ответ
  • Банк вернул вклад с месячной задержкой. Можно ли потребовать от банка выплаты неустойки и штрафа?
Ответ...
  • Сдал по гарантии планшет в магазин, где приобретал, он перестал включаться. Через некоторое время получил отказ, по причине вскрытия или повреждения в следствии падения, хотя я точно знаю, что такого не было. Как поступить в данной ситуации?
Ответ...




Информация о Движении Председатель Движения Выступление Корягина А.Е. на Коллегии Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту


Коллегия Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту», ОАО «Российские железные дороги» - «Итоги деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту в 2016 году и реализации совместного Плана мероприятий по проведению Года пассажира. Задачи на 2017 год»

1 марта 2017 года

Выступление:
Корягин А.Е. – председатель Объединения потребителей России

Тема: 

«Вопросы взаимодействия Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту и Объединения потребителей России в целях защиты прав потребителей транспортно-пассажирских услуг на железнодорожном транспорте».


Уважаемые участники заседания! 

Разрешите от имени Объединения потребителей России поблагодарить, в первую очередь, Юрия Никитовича [Каськова], за приглашение на сегодняшнее заседание и предоставленную возможность выступить перед вами.

Мы расцениваем такое участие, как максимально положительный пример открытого взаимодействия органов государственной власти и общественных организаций в нашем общем деле – защите прав потребителей.      
 

Вопросы, которые рассматривает Коллегия, и, которыми мы все профессионально занимаемся, конечно, значительно шире ведомственных. Они напрямую связаны с основным приоритетом  нашей жизни – «сбережения людей, умножения человеческого капитала как главного богатства России».

Именно так в Послании Федеральному Собранию Владимир Путин охарактеризовал «смысл всей нашей политики».

И защита прав потребителей – уже стала важнейшей составляющей государственной социальной политики.

Поэтому под защитой прав потребителей,  мы уже понимаем, в целом – обеспечение: благополучия людей, повышения уровня и качества жизни, «безопасности в самом широком смысле», как подчеркнул Владимир Путин.

Для нас ключевой вопрос защиты прав потребителей – потребительская безопасность. Он, естественно, включает и обеспечение безопасности пассажиров на железнодорожном транспорте, то есть при оказании им услуг, как потребителям пассажирских перевозок.

Одновременно такая безопасность связана с сервисными услугами, организацией питания, защитой пассажиров от уголовных преступлений. А также с обеспечением безопасности пассажиров с ограниченными физическими возможностями. 
 

Как решается этот ключевой вопрос с участием общественных организаций потребителей и, в частности, Объединения потребителей России?

Как известно, в нашей стране защита прав и интересов потребителей осуществляется через Национальную систему защиты прав потребителей.

 (Как раз сейчас идет подготовка к заседанию Президиума Госсовета, посвященного вопросу Национальной системы защиты прав потребителей, который состоится уже марте).

Под такой системой, как формулировал Геннадий Григорьевич Онищенко, «принято понимать совокупность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, полномочия которых в рассматриваемой области специально оговорены в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей».  
      

Введение самого понятия – Национальная система защиты прав потребителей – является положительным фактором, поскольку позволяет целостно и во взаимосвязи выстроить защиту потребителей.

Также верен базовый посыл о том, что эффективность защиты интересов потребителей на территории Российской Федерации может быть обеспечена только при комплексном и системном подходе, в основе которого лежит взаимодействие всех ветвей системы защиты прав потребителей - в лице органов государственной власти, местного самоуправления и общественных объединений потребителей.

К сожалению, должен сказать, что сейчас наблюдаются опасные тенденции - изменить смысл самой Национальной системы защиты прав потребителей, подменить понятия, ослабить ее составляющие элементы. 

Есть и другие отрицательные моменты. Так, в рамках самой системы пока не сложились механизмы для комплексного обеспечения общей потребительской безопасности. А некоторые ее части, такие как муниципальный уровень и общественные объединения потребителей - едва задействованы.   
       

Надо признать, что сегодня и сам Закон «О защите прав потребителей», как основа такой Национальной системы защиты потребителей, уже во многом не соответствует современным экономическим вызовам, динамике рыночных отношений, новым форматам торговли и услуг.

В принципе, Национальная система защиты прав потребителей уже вышла за границы, очерченные Законом «О защите прав потребителей». Ее нужно рассматривать как совокупность действий, направленных на защиту потребителей со стороны всех государственных и общественных институтов и структур, функции которых так или иначе связаны с защитой прав и законных интересов потребителей (в том числе, органов законодательной власти, прокурорского надзора, исполнительного производства, экспертных организаций и т.д.).

Но вот, что я хочу в этой связи отметить – у нас с вами практически одинаковые взгляды на Национальную систему защиты прав потребителей. Это меня очень порадовало.

Вы, исходя из специфики своего Управления, расширили рамки сложившегося представления о Национальной системе защиты прав потребителей.

Что я имею в виду?

В сфере пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, функционирование Национальной системы защиты прав потребителей имеет свои особенности. Такие особенности обусловлены сферой ответственности с повышенной опасностью – железнодорожным транспортом, и системном взаимодействии с РЖД. Поэтому ваше Управление обоснованно можно назвать даже самостоятельной системой защиты прав потребителей. И ваша система работает в расширенном взаимодействии естественно, с РЖД, другими структурами, в том числе, Минздрав, Минтранс и др.

Принципиально эта схема изложена на стр. 120 монографии «История становления и развития медико-санитарной службы на железнодорожном транспорте России». Это очень правильное видение такого полномасштабного взаимодействия. 

К сожалению, пока в этой - вашей системе нет общественных объединений потребителей (в силу определенных причин).

Вот со стороны Объединения потребителей России  мы и предлагаем – сотрудничество в интересах потребителей, чтобы дополнить ее таким – нашим – общественным элементом.    
   

И так как я представляю Объединение потребителей России, то сделаю акцент именно общественных организациях, как равноценном элементе Национальной системы защиты прав потребителей, а также скажу несколько слов о нашем Движении.      
 

Очевидно, что в Национальной системе защиты прав потребителей общественные организации наиболее приближены в своей деятельности к людям и к органам местного самоуправления. 

Но потенциал таких организаций для решения потребительских проблем сегодня недостаточно используется на всех уровнях – местном, региональном, федеральном.        

Роль общественных организаций в сфере интересов потребителей должна возрастать, а сама их деятельность – находить всестороннюю поддержку со стороны государственных органов власти, местного самоуправления и средств массовой информации.

Мое сегодняшнее участие в заседании Коллегии – как раз и является формой такой поддержки.        

Объединению потребителей России – восемь лет.

Информация о нашей деятельности с размещена на наших Интернет ресурсах, вы можете с ней познакомиться. Скажу основное об Объединении потребителей России. Мы самая массовая общественная организация потребителей в нашей стране, наши региональные отделения есть в 78 субъектах, общее число участников Движения не менее ста тысяч человек.

Объединение потребителей России объединило не только общественных защитников прав потребителей, но в большей степени, самих потребителей, которые хотят защищать свои права, права своих близких, овладеть навыками такой защиты и передать свой опыт другим. Это – гражданское участие.

Главных направлений деятельности у Объединения потребителей России три, которые в общем смысле сводятся к защите российского потребительского рынка и обеспечения национальной потребительской безопасности на всех уровнях, это:
- разноплановая правовая защита национального потребителя и добросовестных участников потребительского;
- поддержка отечественного производителя (включая борьбу с фальсификатом и контрафактом);
- участие в общественно-политической жизни страны, в том числе через законотворческую деятельность. 

Участники Объединения потребителей России в самых разных регионах принимают участие в выборах различных уровней, становятся депутатами, членами общественных палат, общественных советов и т.д.

С особой гордостью можно говорить о нашем Рейтинге субъектов РФ по уровню защищенности потребителей органами государственной власти. Рейтинг готовится раз в два года, его объективность признана, на него ссылаются (в том числе сотрудники Роспотребнадзора), все четыре рейтинга размещена на наших сайтах.         

Наше главное правовое оружие – это общественный контроль.  

Система общественного контроля в сфере интересов потребителей (в рамках статьи 45 Закона «О защите прав потребителей») в условиях реформирования государственного и муниципального контроля приобретает новое значение.

Именно проведение мероприятий общественного контроля могут стать эффективной профилактикой нарушений прав потребителей.

Схематично цепочка наших действий по проведению общественного контроля выглядит следующим образом: мониторинг проблем (или поступление жалобы потребителя с подтверждением факта нарушения его прав), общественный контроль, выставление претензии нарушителю, обращение в контрольно-надзорные органы, подача искового заявления в суд, информирование через СМИ, дисквалификация руководителя организации-нарушителя. Задача – выйти на конкретный результат.

Но, о чем также надо сказать откровенно, так это и том, что многие общественные организации, к сожалению, намеренно злоупотребляют своим правом на общественный контроль. Есть такие случаи и на московских вокзалах.  

Приоритетное направление нашей деятельности – информирование и просвещение потребителей, чем мы занимаемся через проведение и участие в различных мероприятия, проекты, конкурсы, публикацию рейтингов, а также - социальные сети, СМИ, и Агентство информирования потребителей ОСОКА.

И главное – мы - открытая организация, для каждого из вас тоже.

Конечно, в зоне внимания Объединения потребителей России находится и сфера пассажирских перевозок, в том числе и на железнодорожном транспорте.

Отмечу, что основными направлениями деятельности – в первую очередь общественного контроля – в общероссийской системе путей пассажирских сообщений для нас являются: водный транспорт, автобусные междугородние перевозки, метрополитен, и – железнодорожный транспорт. Такая деятельность осуществляется преимущественно через наш Комитет по вопросам транспортной безопасности.

Надо сказать (это наше мнение), что, по сравнению с другими сферами интересов потребителей, в целом на железнодорожном транспорте нарушений прав потребителей все-таки меньше.

На что обычно жалуются пассажиры? О каких типовых нарушениях можно говорить?

Сначала о людях с ограниченными физическими возможностями.

Наверное (мы в силу объективных причин не имеем общероссийской картины), на дальних рубежах нашей Родины есть не обустроенные в плане доступной среды вокзалы, станции, полустанки. Но факт – уровень инфраструктурной доступности для инвалидов на вокзалах Москвы вырос, в том числе за счет работы информационных серверов. Все познается в сравнении. По сравнению с постоянными проблемами и сложностями, которые испытывают пассажиры с нашими авиакомпаниями (тот же речной транспорт) в действиях РЖД  здесь видна стратегия и плановость.      

Группа жалоб, связанных с подвижным составом: «плохие соседи» (пьяные, грязные, больные и т.п., вот, как таких удалить?), чистота в купе и туалетах, постельное белье плохо – даже не отстирано – а, прополощено (волосы, соринки и т.п.), некачественное питание, а также – услуги на железнодорожном вокзале и на его территории: это услуги такси у московских вокзалов и условия парковки, а также вокзальная торговля. 

На вокзальной торговле я остановлюсь несколько подробнее, так как в ней больше всего нарушений, и, что самое плохое, вновь московские вокзала превращаются в барахолки, теряют свое гостеприимное и представительное столичное лицо. Здесь сейчас началась наша долгосрочная работа.        

Какие нарушения в ходе мониторинга, который продолжается несколько месяцев на московских вокзал, мы установили? 

Да, вы о них и сами хорошо знаете.

Общественными контролерами выявлено большое количество некачественной продукции с истекшими сроками годности, продукции, имеющей признаки фальсификации (в основном, пищевой) и признаки контрафактной продукции (подделки или незаконного перемещения через границу РФ).

Потребители лишены права на своевременное получение необходимой и достоверной информации о продавце (исполнителе) и реализуемой продукции, обеспечивающей возможность её правильного выбора, о подтверждении её качества и безопасности, о её происхождении.

Выявленные в ходе общественного контроля факты, свидетельствуют о большом количестве нарушений требований действующего законодательства РФ, прав и интересов неопределенного круга потребителей на безопасность и качество товаров, на предоставление полной и достоверной информации о реализуемых товарах и об их изготовителях, чем создается угроза жизни и здоровью потребителей, а так же угроза причинения убытков.

Какие шаги в этой связи нами предприняты?

Пока первая часть работы: выставлены претензии и требования предпринимателям (реакции нет), направлены заявления в ваше Управление, далее – в зависимости от развития событий – будем подавать в суд.  Доведем до логического конца, увидите.

Но, конечно, пока это во многом тестовые действия. Цель гораздо глобальнее – наведение порядка в торговле на московских вокзалах. Вот для этого нам и нужно взаимодействовать и с вами, и со всеми участниками вашей подсистемы Защиты прав потребителей.

Иногда у общественников больше возможностей, чем у контрольно-надзорных органов. И если мы будем действовать совместно в правовом поле и одном направлении, то результат – будет.

Как же мы можем взаимодействовать? И, в принципе, эти направления и могут стать приоритетными на 2017 года.

Таких направлений видится три.

Первое. Просвещение потребителей и предпринимателей об их правах и обязанностях. Формы такого просвещения могут быть различными, но, начинаем мы с выпуска пилотных буклетов (или специальных бесплатных номеров) периодических печатных изданий совместно с Издательским домом «Гудок».  Как для пассажиров, так и для работников сферы торговли и услуг.

В выпуске таких изданий приглашаем участвовать представителей ведомств, принимающих участие в работе сегодняшней Коллегии.

Второе. Взаимные консультации и действия для пресечения системных нарушений прав потребителей. В том числе участие в судах, заключения по делу.

Наши юристы будут обращаться в суд в защиту неопределенного круга потребителей, постепенно, совмещая с правовым просвещением, уверен, наведем порядок.

Конечно, здесь мы также заинтересованы и рассчитываем на взаимодействие с правоохранительными органами.

Третье. Нормотворческая деятельность. Приведу здесь такой пример.

Мы сейчас поработаем над тем, чтобы исправить ситуацию и вернуть пассажирам пригородных поездов, прибывающих на вокзалы Москвы, пользоваться бесплатно туалетами как до, так и после  своей поездки. Вы знаете, что сейчас здесь возникла проблема. Нарушает ли такое положение права потребителя? Конечно. Постараемся исправить.

Уважаемые коллеги! Мы – общественные защитники потребителей – с большим уважением относимся к вашей работе, понимаем (конечно, не в полной мере) ее сложности, но дело мы делаем – общее. И сделать его хорошо можно только во взаимодействии, работая системно, обдуманно и целенаправленно. Говоря словами человека, также имевшего отношение к путям сообщения, - Петра Столыпина, мы не будем с вами ставить житейские потребности людей (т.е. пассажиров) в зависимость от условий реформ и чьих-то персональных желаний. Наша работа будет поставлена, как на благо людей, так и на пользу государства. 

В Вашем управлении работает большой женский коллектив, который несет на себе основную ответственность, нагрузку, можно так сказать – тянет этот состав. Понимаю, вам не просто, и, мы постараемся немного снять такую нагрузку. Поздравляю вас с наступающим женским праздником!
Спокойной работы и благополучия в семье! 

Спасибо за внимание!