Главная Законодательство о правах потребителей Школа потребителя Вопросы и ответы Контакты
Информация о Движении
Потребителю
 
Библиотека потребителя
Вопрос-ответ
  • Банк вернул вклад с месячной задержкой. Можно ли потребовать от банка выплаты неустойки и штрафа?
Ответ...
  • Сдал по гарантии планшет в магазин, где приобретал, он перестал включаться. Через некоторое время получил отказ, по причине вскрытия или повреждения в следствии падения, хотя я точно знаю, что такого не было. Как поступить в данной ситуации?
Ответ...




Информация о Движении Новости 23-01-2016



23 января 2016

Юристы Объединения потребителей России выиграли резонансные дела у ряда крупных банков


В Республике Адыгея, после многочисленных обращений граждан, юристы  регионального отделения Объединения потребителей России взяли под контроль ситуацию в сфере потребительского кредитования. Сегодня во время профильного онлайн - совещания о результатах такой работы председателю Движения Алексею Корягину рассказал Геннадий Пропорциональный – руководитель регионального отделения Объединения потребителей России в Республике Адыгея.
В 2015 году в зону общественного контроля были включены наиболее востребованные у граждан Адыгеи банки, среди которых ЗАО «Кредит Европа Банк», КБ «Ренессанс Кредит», ОАО «Банк Москвы», ООО «ХКФ Банк», а также несколько других финансовых организаций. В первую очередь, юристы отслеживали соблюдение прав потребителей при заключении договоров потребительского кредитования, для чего были проанализированы заключенные кредитные договоры.

Как сообщил Геннадий Пропорциональный, большинство жалоб о нарушении прав потребителей на включение в договоры условий, ущемляющих права потребителей, о которых ранее сообщалось жителями Республики, в ходе общественного контроля подтвердились фактически.
Наиболее распространенным и грубым из выявленных нарушений прав потребителей в этой сфере, является, по оценке экспертов, «навязывание» заемщику дополнительной услуги по подключению его к иным страховым программам, например, жизни и здоровья человека. При этом банки практически лишают потребителя возможности самостоятельного выбора страховщика, срока страхования, указывая в предлагаемых им заявлениях на страхование в только одну страховую компанию. А в период действия кредитного договора потребитель лишен возможности сменить страховщика и воспользоваться иными, более выгодными для себя условиями страхования. Тем самым банки дважды нарушают право потребителя на выбор – как самой услуги, так и стороны в договоре.

Более того, в нарушение законодательства, банки включают страховую премию в состав кредита, что влечет для потребителей увеличение объема ежемесячных платежей за счет процентов за пользование кредитом.

По итогам мероприятий общественного контроля были подготовлены и поданы в суды иски в защиту прав конкретных граждан с требованиями о взыскании сумм страховых премий как неосновательно полученных. Всего было подано четыре таких исковых заявления, которые в настоящее время уже рассмотрены судами.

Интересы потребителей в суде представлял Геннадий Пропорциональный  председатель Совета РО Объединения потребителей России в Республике Адыгея. Судьи согласились с доводами общественных защитников потребителей и взыскали с ЗАО «Кредит Европа Банк», КБ «Ренессанс Кредит», ОАО «Банк Москвы», ООО «ХКФ Банк» незаконно включенные в состав кредита суммы страховых премии, размер которых составил от 22 000 до 48 901 рублей, а также денежные суммы в возмещение морального вреда. Два из четырех решений суда «устояли» в апелляционной инстанции и уже вступили в законную силу.
По итогам общественного контроля, на рабочей встрече Председателя Общественной Палаты Республики Адыгея Руслана Устова с Геннадием Пропорциональным, принято решение – направить в Центробанк России, Правительство России, руководителям финансовых учреждений конкретные предложения общественников по устранению выявленных нарушений и превентивных мерах по недопущению неправомерных действий со стороны банков в сфере потребительского кредитования.

Председатель Движения Алексей Корягин со своей стороны констатировал, что общественный мониторинг за соблюдением в Адыгее прав потребителей в сфере банковских услуг участникам Объединения потребителей России необходимо продолжить, так как нарушения со стороны банков носят «умышленный, хронический и беспринципных характер». На основе такой постоянной работы должна будет создана общественная система предупреждения нарушений прав потребителей в сфере банковских услуг и оперативного восстановления прав граждан в случае неправомерных действий со стороны финансово-кредитных организаций.